Поиск
Блокадный Ленинград в работах художников

БЛОКАДНЫМИ КРАСКАМИ. К 80-летию полного снятия блокады Ленинграда

Да, мы – в кольце.
А тут еще мороз
Свирепствует, невиданный дотоле.
Торпедный катер стынет на приколе.
Автобус в ледяную корку врос;
За неименьем пока что нет трамваев.
Все тихо. Город стал неузнаваем.

В,Инбер 1942

Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, закончился один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны. Была полностью снята блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня.  Бесконечные бомбардировки, холод, который принесла ранняя зима, голод — от дистрофии и переохлаждения люди умирали тысячами. Отопление не работало, транспорт стоял, но город продолжал жить — работали административные учреждения, типографии, больницы, детские сады, школы. К станкам на заводах встали подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

В самые тяжелые дни не прерывалась в городе-фронте и духовная, культурная жизнь. Событием  стало исполнениие в августе 1942 в измученном блокадой, но непокоренном Ленинграде «Седьмой симфонии» Дмитрия Шестаковича, написанной им здесь же — в осажденном городе. Продолжали работать в Ленинграде  и  художники.  Оставшиеся в блокированном городе жили единой с ним жизнью: получали скудные пайки, спасали здание от бомбёжек, погибали от артобстрелов, упаковывали шедевры Русского музея и Эрмитажа для эвакуации, устраивали выставки, рисовали то, что их окружало, ,выезжали для фронтовых зарисовок на передовую. И вместе радовались прорыву и полному освобождению Ленинграда от блокады. Им не приходилось придумывать, изобретать темы для  произведений – окружающая жизнь предоставляла сюжеты, которые сами просились на холст или бумагу. В рисунках и картинах тех далеких лет  оживают военные и гражданские будни города-фронта. Работа ленинградских художников в период блокады была поистине беспримерной. Более 80 из них погибли в блокадном Ленинграде от голода, в их числе выдающиеся мастера – Иван Билибин, Николай Тырса, Павел Филонов, Павел Шиллинговский. Кажется невероятным, но в сентябре 1942 года группа ленинградских художников отправилась в Москву на выставку-отчет о своей работе в боевых условиях. Путь в Москву занял у них 5 дней. Выставка открылась 4 октября 1942 в залах ГМИИ имени А. С. Пушкина и прошла с огромным успехом. Затем выставка переехала в Молотов (Пермь) и открылась в июне 1943. На выставке было представлено 186 работ.

В собрании Пермской художественной галереи хранятся бесценные работы художников-блокадников – небольшие по размеру, но глубокие и значимые по сюжетам, честные и неимоверно эмоциональные свидетельства человеческого и творческого подвига. Документальные, сделанные с натуры зарисовки быта горожан, уличные сценки, солдаты и матросы на улицах и набережных Невы, фронтовые будни— все, что было тогда блокадной повседневностью представляет для нас особую ценность. Художественные свидетельства героических 872 дней блокады, созданные  очевидцами и участниками событий особенно ценны. 

Когда началась Великая Отечественная война, выдающейся художнице Анне Остроумовой-Лебедевой было уже семьдесят. Она не покинула блокадный Ленинград, много работала творчески, вела дневник и оставила нам бесценные наблюдения, вошедшие в третий том ее воспоминаний.Автобиографические записки позволяют увидеть Ленинград глазами художника, замечавшего ускользнувшие от многих существенные факты жизни осаждённого города. 

Анне Петровне, глубокому художнику, был свойствен высокий и редкий дар обобщения, умение отобрать характерное, сохранив в работе непосредственность чувства и поэтичность. «Но как город сейчас изменился! - замечает А. П. Остроумова-Лебедева. - Его характер, его стиль. В его величии, в его пленительной суровости остро чувствовалась напряженность, большая настороженность и больше ... страстная ненависть к врагу». Именно таким предстает любимый художницей Ленинград в  акварели «Летний сад в инее»1942. Это произведение  одна из жемчужин нашего собрания.

Рисовальщик и гравер Николай Александрович Павлов, как и многие художники, оставаясь в осажденном Ленинграде  много и активно работал, бывал в авиационных соединениях, на кораблях Балтийского флота. В нашей коллекции хранятся его рисунки и гравюры, переданные в дар сыном художника и представляющие нам страницы летописи обороны. В собрании портреты героев-летчиков, моряков, пехотинцев, генералов и маршалов— организаторов и участников обороны города и прорыва блокады.

 Небольшой по размерам, но запоминающийся и знаковый по сюжету для истории Ленинградской блокады рисунок тушью —  «Ржевка. Казармы» 1942.

Северо-западный окраинный район Ленинграда-Петербурга — Ржевка, где военный артиллерийский полигон, существовал еще до 1917, в дни обороны города стал важнейшим узлом не только огневой защиты, но и одним из главных пунктов на Дороге жизни, которая связывала  Ленинград  большой землей. 

Рядом с военными радостные изображения сцен возвращения к мирной жизни — «Проводка электричества на Васильевский остров» 1945. 

Незабываемые впечатления блокадных лет сохранены в серии рисунков, посвященных памятникам скульптуры – «Снятие укрытия  памятника» 1944. 

Еще один известный мастер —Алексей Фёдорович Пахомов всю блокаду пережил в Ленинграде. В 1941 начал работать над большой серией автолитографий «Ленинград в дни блокады», посвященной жизни осажденного города. Эта серия одно из самых значительных произведений искусства военных лет. Перед вами сцены военных будней и блокадная повседневность в листах из пермского собрания:

«На Марсовом поле в тревогу»1942

«На Марсовом поле в затишье»1944

  «Уборка города Ленинграда»1942 

Всего Пахомовым сделано более 30 художественных хроник ленинградской жизни, которые при всей предельной достоверности являются не просто зарисовками с натуры, а композициями, сделанными на основе размышлений и строгого отбора деталей.

Жизнь и творчество Василия Адриановича Власова – яркого представителя ленинградской графической школы теснейшим образом связана с художественной жизнью своего времени. С началом войны Власов  делает плакаты и листовки, работает в  издательской группе при штабе партизанского движения Ленинградского и Волховского фронтов, создает серию рисованных портретов партизан - одно из наиболее значительных произведений ленинградской и в целом советской графики периода Великой Отечественной войны.

В фондах Пермской художественной галереи хранятся его  фронтовые рисунки, переданные в коллекцию вдовой художника

 «Партизанский радист. Хвойная. Из серии «На Волховском фронте» 1943-1944 

«У шлагбаума. Из серии «На Волховском фронте» 1943

Советский художник, график, акварелист, педагог, профессор живописи Московского художественного училища. Соломон Самсонович Бойм в 1941  получил назначение в Кронштадтский дом Военно-Морского Флота,  в 1942  был откомандирован в газету «Красный Балтийский флот» в Ленинграде. С 1943 был главный художник Политического управления Балтийского флота.        

 «Крейсер «Киров» в дни прорыва блокады Ленинграда» живописная работа,  рассказывающая о героическом корабле, судьба которого неразрывно связана с городом на Неве. Здесь он был построен, а в годы блокады стал одним из символов обороны Ленинграда«плавучим фортом». В январе 1943 «Киров» поддержал артиллерийским огнем наступление войск Ленинградского фронта, а 19 января 1944  начал обстрел позиций противника, приняв участие в полном снятии блокады Ленинграда.

Замечательный художник, ученик В.Э.Борисова-Мусатова,  Вениамин Павлович Белкин — представитель самого младшего поколения мирискусников, участник бурной артистической жизни столицы начала двадцатого столетия иллюстратор, рисовальщик, сценограф — сейчас незаслуженно почти забыт. В Пермской галерее хранится богатое художественное наследие художника. Много рисунков относится к периоду 1942-1944 годов, которые художник пережил в Ленинграде.

 Среди рисунков Белкина есть и такие, которые открывают зрителям незнакомые страницы жизни блокадного города. Таковы зарисовки, сделанные в пригородной деревне Ириновка. Уже 12 сентября 1941 через известную с 1580 года деревню Ириновка пройдёт военно-автомобильная дорога № 101, которая позже получит имя - Дорога Жизни. Железной дорогой, автотранспортом, катерами и баржами потечёт из города поток эвакуации, в город продовольствие и другие грузы. Не у всех эвакуируемых хватит сил добраться до Ладожского Озера, будут нести потери бойцы частей РККА, обороняющих рубежи города-фронта. Всё это время в Ириновке будут постоянно выполнять, свою непростую боевую задачу, два госпиталя. С октября 1941 года до снятия блокады Ленинграда здесь располагалась пограничная комендатура на которую возлагалась задача охранять и оборонять западное побережье Ладожского озера.

Художник Иван Андреевич Коротков  — наш земляк, уроженец Осы Пермской губернии, живописец и декоратор, с 1942 года главный художник Ленинградского Государственного театра кукол.  В своих блокадных произведениях мастер  разворачивает масштабные многофигурные сцены, в которых происходящее монументализируется, особо подчеркивается значимость события,  Перед нами не мгновенная зарисовка с натуры, а попытка художественного обобщения,  придание событиям  символического звучания. Увиденные и пережитые  события художник композиционно выстраивает по законам героического, эпического повествования, 

           В январские дни 1944 года началось мощное наступление войск Ленинградского и Волховского фронта.. Операцию назвали романтично — «Январский гром». Это была настоящая победная весна среди суровой зимы!  Ленинград был полностью освобожден от блокады. Наконец, как пишет А.П.Остроумова-Лебедева, наступил «. Великий день всей нашей страны! 27 января наш героический Ленинград совсем освобождён от тисков фашистских разбойников. Сегодня по радио сообщили приказ войскам Ленинградского фронта. Что после этого было! Все обнимались, целовались, кричали, плакали. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград»Заканчивая свои «Автобиографические записки» этим «незабываемым радостным днём», А. П. Остроумова-Лебедева писала: «Я счастлива, что была свидетельницей героической, победоносной борьбы и победы нашего великого народа, великого в своем терпении, мудрости и героизме».

 

Загрузка