Поиск
Коллекции Пермской художественной галереи

Иоанн Предтеча из деревни Копылы

Более ста лет комплектовалась коллекция деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее. До революции были случайные поступления, Пермский научно-промышленный музей располагал лишь несколькими экземплярами. Потом началось системное собирание деревянной скульптуры. В 1923 году Александр Константинович Сыропятов и Николай Николаевич Серебренников отправились в первые целенаправленные экспедиции. Им предшествовала большая предварительная работа по выявлению мест, где были зафиксированы случаи нахождения в храмах «резных образов», «резных икон», «икон на резе». Штудировалась вся доступная в то время краеведческая литература: книги, журналы, прежде всего епархиальные ведомости и другие краеведческие источники.

Процесс изучения пермской деревянной скульптуры продолжается все годы существования коллекции. Экспедиции галереи по местам бытования скульптуры снаряжаются и сегодня. Безусловно, изменились цели и задачи, но научные сотрудники галереи вновь проходят дорогами экспедиций Н.Н. Серебренникова, но уже фиксируют состояние храмов. Как и 100 лет назад, каждый выезд тщательно готовится, проводится предварительная работа с документами, источниками, исследователи отправляются в путь уже с некоторым преставлением о том, где искать и что можно обнаружить. Интернет помогает с определением оптимального маршрута.

Однако бывают и неожиданные открытия, уточнения и даже переатрибуция памятников, сделанные исключительно на основе имеющихся документов и справочных материалов. Так, анализируя места, которые требуют современной фиксации, научные сотрудники настроились ехать в деревню Копылово Осинского района. Именно этот населённый пункт значился на этикетке около горельефа XIX века «Усекновенная глава Святого Иоанна Предтечи», который находился в зале постоянной экспозиции деревянной скульптуры. Он же обозначен и в материалах каталога 2013 года «Пермская деревянная скульптура», над которым долгое время работала Ольга Михайловна Власова, известный исследователь пермской деревянной скульптуры. 

Путём простого поиска в интернете на портале «Яндекс. Карты» деревню Копылово в Осинском районе обнаружить не удалось. Но, памятуя о том, что многие деревни просто исчезли, мы настроились на более глубокие поиски. Удалось выяснить, что село Копылово «в 1923 -1930 годах (…)  центр Копыловского сельсовета Осинского района Сарапульского округа Уральской области», а сейчас этой деревни и вовсе нет. А вот тут и обнаружилась нестыковка, т. к. в системе музейного учёта КАМИС зафиксировано место поступления: «Из часовни д. Копылово Калининского района Пермского округа», способ поступления – «экспедиция, август 1924 года». Здесь насторожились научные сотрудники, ведь сомнения – это основа науки. Территориальное деление края за 100 лет несколько раз менялось, и это, конечно, очень усложняет поиски. Тем более, что одноимённых населённых пунктов в разных концах края у нас хоть отбавляй. Например, семь деревень с названием Берёзовка или четыре деревни Антонова в Ильинском, Карагайском, Кудымкарском и Сивинском районах, и этот список бесконечен.

Первая версия лежала на поверхности: Калининский район – от деревни Калинино, что сейчас входит в состав Кунгурского муниципального округа. Но она не подтвердилась – такого района в то время там не было. Стали думать, что, может быть, в КАМИС закралась досадная ошибка, и обратились к первому каталогу пермской деревянной скульптуры, который сделал Николай Николаевич Серебренников ещё в 1928 году. Надо сказать, что эта книга – основа для всех поколений исследователей, занимающихся пермской деревянной скульптурой, ведь точность и педантичность Серебренникова восхищает и удивляет. Именно этот каталог – почти первоисточник, т. к. именно Серебренников был во всех местах бытования скульптур, держал в руках каждое произведение и точно фиксировал все данные. В его описании нет ошибок, автор очень скрупулёзен в фиксации фактов, всё чётко и лаконично. В каталоге читаем: «Поступ. 24 августа 1924 г. из часовни в дер. Копыловой Калининского района Пермского округа». Яснее не стало. Опять указание на Калининский район Пермского округа. Но ведь Оса и окружающие деревни никогда не входили в состав Пермского округа! Возвращаемся к началу каталога и читаем маршрут экспедиции 1924 года: «4-й по счёту экспедиции пришлось направиться по Пермскому округу. В два приёма была сделана поездка по маршруту: Пермь – В. Муллы – Култаево – Н. Муллы – Пермь – Усть-Сылвенское – Троицкое – Лысьва – Пашия – Чусовая – Половинка – Калино – Копалино – Вереино – Сёла – В.-Чусовские Городки –Н.-Чусовские Городки – Успенское – Лёвшино – Хохловка – Полазна – Добрянка – Слудка – Чёрмоз – Пермь». Опять никакого Осинского района или близлежащих деревень. Но это же книга, возможны опечатки, надо проверить по первичным учётным документам. Акты и книги учёта галереи – документы строгой отчётности, которые никогда не покидают отдела учёта. И там находим в описании: «деревня КопыловА (Култаево)». Ура-а-а! Это прорыв. Но поиски в интернете опять ничего не дали, в народном музее Пермского района также затруднились с ответом, в какой стороне от села Култаево деревня Копылово/Копылова, и где там была часовня. Было принято решение попытаться разобраться на месте, благо ехать совсем недалеко. Поездка была недолгой, мы добрались до церкви села, которая знакома многим пермякам: её золотые купола видны далеко с дороги всем, кто едет в сторону курорта Усть-Качки или Юго-Камска. И тут удивительное совпадение: церковь в Култаево носит название «В честь Усекновения главы Иоанна Предтечи», а как мы помним, поводом к расследованию стал горельеф «Усекновенная глава Иоанна Предтечи»! 

Это знак задуматься, откуда в часовне небольшой деревушки оказалось произведение такого уровня. Возможно, попало оно туда как раз из церкви, к которой часовня была приписана. Возможно, в начале ХХ века, когда перестраивалась деревянная церковь и ставился каменный большой собор, имущество было роздано по ближайшим часовням. Да и само происхождение горельефа туманно, не выяснено, откуда он взялся и кто автор. Возможно, его передали в свои земли Строгановы, а возможно, это талантливый местный автор, но явно с художественным образованием, а может быть, ещё какими-то путями это очень европейское произведение оказалось в небольшой деревне около губернского города. Но все наши предположения и версии требуют времени для изучения и доказательства.

В церкви мы поговорили с местными жителями, которые нам указали путь к деревне Копылова. Они уточнили, что местные называют её Копылы. Это оказалось недалеко от храма – направо через мост и в горку. Мы поехали туда, по пути остановили женщину, чтобы уточнить дорогу. На наше счастье, она оказалась старейшей жительницей деревни Копылы, хотя ей всего 77 лет. Она и рассказала, что деревни уже нет, она влилась в село Култаево. О бывшей деревне напоминает только название улицы – Копыловская. 

Потом мы для успокоения души подняли церковные документы, из которых узнали, «в приходе Култаевской Иоанно-Предтеченской церкви в 1915 году состоит деревня Копылы (домов или хозяйств – 19, число душ мужского пола – 30, женского пола – 44, деревня расположена в 1 версте от церкви»

Так что история изучения пермской деревянной скульптуры продолжается, остались ещё белые пятна, но со временем мы надеемся узнать больше о происхождении и авторстве деревянных богов. И этикетку около «Усекновенной главы Иоанна Предтечи» будем менять, но это приятные хлопоты. Эта реальная исследовательская эпопея закончилась торжеством истины. Теперь многие исследователи деревянной скульптуры не пойдут по ложному пути, не будут ломать свои научные теории и строить гипотезы, откуда в Осинском районе такой образец деревянной скульптуры.

Загрузка