Поиск
Художественная культура Пермского края

Каменных дел мастер: Анатолий Моисеевич Овчинников

10 февраля 2024 г. исполнилось 85 лет заслуженному художнику России, выдающемуся скульптору-камнерезу Урала, А.М. Овчинникову. Он член Союза художников России, член творческого объединения «Камнерезное искусство России». Награжден орденом «Знак почета», ордена­ми Почета и Дружбы народов, орденом А.К. Денисова-Уральского Международного фонда Фаберже, а также многочисленными дипломами, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями различных международных и Всероссийских конкурсов камнерезного искусства. Стаж творческой работы - 70 лет. 

Камнерезное искусство Западного Урала - уникальная страница истории и культуры России и Прикамья в которую вписано творчество Анатолия Моисеевича Овчинникова, потомственного камнереза, блестящего отечественного мастера анималистической пластики из мягких пород камня. Он хранитель и уникальный новатор, продолжающий развивать богатые традиции художественной обработки прикамских цветных гипсов, которые закладывались, начиная со вт. пол. ХIХ века, многими поколениями талантливых скульпторов-камнерезов, представителей разных школ: екатеринбургской, петербургской (позднее ленинградской), московской. Среди них были и мастера фирмы Фаберже: П.М. Кремлев и И.А. Семериков.

А.М. Овчинников родился в красивом древнем прикамском селе Красный Ясыл (Покровский Ясыл), в окружении величественных лесов и скалистых иренских берегов. В этих местах есть природа и камень. Берег Ирени от Кунгура до устья Уяза - главная кладовая цветного гипса Западного Урала. Высота каменной стены, достигающей шестидесяти-семидесяти метров, словно гигантский слоеный пирог, начинен всеми разновидностями гипсового камня. 

А.М. Овчинников - из семьи рабочего и камнереза. Отца, Батуева Моисея Михайловича, художник не помнит. В 1941 году отца призвали в армию, а в 1942 - он погиб на полях сражений ВОВ. Жить было трудно и мать, Вера Федоровна Овчинникова, вместе с сыном, переезжают в город Кунгур…

Биография А.М. Овчинникова, как художника-камнереза началась очень рано. Еще совсем юным, после «семилетки», он поступил учиться на камнерезное отделение Кунгурской художественно-промышленной школы, основанной в 1936 г., ныне (филиал) «МГХПА им. С.Г. Строганова». Выбор пути оказался прямым и закономерным. «В раннем детстве хотел стать путешественником, но лет в десять уже чувствовал, что буду заниматься камнерезным делом» - вспоминает художник.

Первые навыки работы с камнем Анатолий Овчинников получил дома, от матери. В 1953-1956 гг. продолжил обучение в Кунгурской камнерезной профтехшколе, которая готовила мастеров-камнерезов для художественного производства. После окончания обучения в 1956 г. Овчинников вернулся в родное село Красный Ясыл и начал работать в Уральской камнерезной артели. Художник, воскрешая в памяти те годы, рассказывает, что снимал комнату в доме, в котором жил легендарный П.М. Кремлев, возглавлявший до революции камнерезную фирму Фаберже.

В 1957 г., на камнерезном производстве была организована творческая мастерская, которую возглавляла Е.И. Львова - талантливый резчик, главный художник промысла. Она пригласила начинающего художника камня для создания новых экспериментальных работ.  И он был счастлив, что в новой должности свободного резчика сможет претворить в жизнь полёты своей фантазии. «Вот тогда все и понеслось!» - вспоминает сегодня мастер.

Первыми творческими работами Овчинникова были небольшие фигурки животных. Две из них - селенитовая «Белочка» и фигурка «Косуля», выполненная из желтого гипсового камня, - были отобраны на Всесоюзную художественную выставку 1957 г. В следующем году, на областную выставку художественных промыслов А.М.Овчинников представил скульптуру лежащего оленёнка, из розового гипсового камня с мелкими светлыми пятнами...

Оказавшись в те годы рядом с художниками, чьи произведения уже тиражировались, Овчинников осознал, какая ответственность легла на его плечи. В 17 лет ему еще недоставало опыта и знания камня. «Но была жадность к камню какая-то несусветная» - отмечает Анатолий Моисеевич. Поначалу до всего доходил интуитивно, потом почувствовал необходимость совершенствовать свои знания. Появилась потребность учиться у опытных мастеров-камнерезов. Ведь в артелях все художники учились друг у друга и у природы.

В конце 50-х гг. его художественные изделия, наряду с работами тогда ведущих художников: А. Брагина, Е.И. Львовой, Е.В. Николаева, М.Г Лисунова и многих других, стали программными, определившими направление дальнейшего развития всего прикамского промысла. В эти годы промысел взял курс на изготовление небольших художественных предметов из гипса, в том числе из селенита. Свою творческую деятельность Овчинников начинал, работая над жизненно важными для того времени задачами художественного промысла - созданием новых образцов изделий, предназначенных для массового тиражирования. Кроме тиражных работ молодой Овчинников создавал и оригинальную пластику, которая в 1957-1959 гг. экспонировалась на четырех отечественных выставках и одной всемирной выставке в Бельгии (Брюссель).

В истории Прикамского промысла вторая половина 1950-х гг. -  период самых острых споров о специфике камнерезного дела. У каждого мастера было свое понимание формы, свое отношение к материалу, круг требований к нему. Художники много экспериментировали в камне, и на этом пути было немало заблуждений. Овчинников, тогда молодой камнерез, создавал образцы для массового тиражирования. Так, например, благородством формы, изяществом декоративных приемов отличаются точеные пудреницы и лоточки, исполненные в 1957-1959 годах. Они вырезаны из розовато-белого гипса и селенита и декорированы металлом. Металл здесь не заглушает камень, а, наоборот, подчеркивает его красоту, придает предметам завершенность.

Выставочная деятельность с этого периода также займет большое место в творческой жизни Овчинникова. В 1960 году на Всероссийской выставке художественных промыслов завод награждается дипломом II степени за выпуск изделий из селенита. И в этом была большая заслуга художника Анатолия Овчинникова. В те годы он становится уже в ряд ведущих художников промысла. Ему присуща свобода творчества, мысль, простота и нестандартное видение, что находит воплощение в выразительных пластических образах, среди которых «Як» (1962), «Куропатка», (1963), «Прощание» (1965), «Спящий лисенок» (1968), «Синица» 1968), «Синица-пухлячок» (1969). 

Работы скульптора отличаются точным выбором материала, стилистической оригинальностью и доступностью, лаконичностью формы и композиционной завершенностью. Художник постиг тонкости и капризы цветных гипсов. По форме, цвету и рисунку камня он научился видеть, где «затаилась» в нём куропатка или лисенок, песец или енот… Создавая, например, селенитовую птичку, он тщательно продумывает, где у неё будет хвостик, как будет расположен клювик. При резке скульптуры учитывает каждое движение резца, потому что камень рыхлый, «капризный», не терпит лишних штрихов. 

В 60-е гг. А.М.Овчинников создает много утилитарных предметов, в которых соединяет малую пластику с вещью. Это различные лотки, коробочки с фигурами птиц и животных. Однако скульптурное начало взяло верх, а определяющее место в его творчестве занял анималистический жанр. Скульптура малых форм внесла тогда свежую струю в развитие камнерезного искусства: наметился отход от утилитарного функционализма в сторону уникальных декоративных решений. Появилось большое количество анималистической мелкой пластики из селенита и других цветных гипсов, которую специалисты сейчас рассматривают как настоящие произведения искусства. Маленькие фигурки, массовые изделия промысла, пользовались тогда огромным спросом зарубежных фирм. Развивался также выпуск малосерийных произведений выставочного характера. Неограниченная фантазия и высокое мастерство Овчинникова раскрылись в полную силу. 

Работа над скульптурой малых форм требовала высокого профессионализма, что достигалось каждодневным напряженным трудом. Анатолий Овчинников рано понял, что мастерство помогает избежать просчетов в выборе камня и образа, в нем задуманного. Поэтому художник неустанно совершенствовал свои познания. Он увлеченно искал нестандартные композиционные решения, оригинальные техники обработки камня, наиболее точно и образно выявляющие особенности текстуры гипсового камня.

Художник жадно впитывал все, что помогало ему в творчестве. Так, глубокий след в его памяти оставили экспедиции на север Пермской и Тюменской областей, которые он совершил в конце 70-х – начале 80-х годов вместе с известным оператором М.А. Заплатиным. Встречи с живущими на севере людьми, с дикой природой до сих пор питают воображение мастера. Общение с природой очищало, освобождало его творчество от всего надуманного, наносного. Его наблюдения ложились в походный альбом в виде пленэрных зарисовок, которые не раз помогли потом в создании правдивых и убедительных каменных образов зверей, птиц, рыб, человека.  Например, предание о белом гордом олене, который является олицетворением Урала, воплотилось в пластике из белого ангидрита. Отметим еще некоторые из работ, ставшие сегодня своеобразной классикой, эталоном, камнерезного искусства: «Рысь» (1970), «Ёж» (1971), «Бурундук» (1972), «Соболь» (1973), «Сова» (1974), «Чибис» (1975), «Горностай» (1975), «Охотник» (1975), «Енотовидная собака» (1975), «Песец» (1976), «Чайка» (1976), «Белочка» (1977), «Лисица» (1977), «Соболь на пне» (1979), «Гепард» (1982), «Такса» (1984), «Кот-манул» (1984) и многие др.

 

Не только местные мотивы привлекали художника. Круг его увлечений велик. А.М. Овчинникова всегда живо интересовали поиски и эксперименты в камне у разных культур и народов мира – прошлых и настоящих. Он с интересом изучал художественный камень Египта и Греции, Мексики и Китая; ему близок язык пластики Японии и Индии. Фарфоровая и деревянная скульптура, анималистический жанр станковой и книжной графики также воодушевляет Овчинникова и становится предметом анализа, ни в коей мере, не являясь источником подражания. Он всегда идет своим путем, выбирая то, что созвучно его творческой индивидуальности.

А.М. Овчинников на протяжении сорока шести лет (1956-2002) трудился на крупнейшем в СССР и России прикамском комбинате «Уральский камнерез» (с. Красный Ясыл, Ординского района), вначале в качестве ведущего художника экспериментального цеха, затем 20 лет занимал должность главного художника завода, под его руководством трудилось свыше 300 мастеров-резчиков. Здесь им созданы сотни образцов массовых и малотиражных произведений и много интереснейших уникальных выставочных работ. Творческая деятельность А.М. Овчинникова способствовала тому, что уральское искусство художественной обработки мягкого камня получило мировую известность. 

Однако в сложные, перестроечные годы, Анатолию Моисеевичу пришлось покинуть завод, свое детище, которому было отдано полвека жизни и, талант, любовь и энергия художественного руководителя, мастера-камнереза. Трудно и болезненно происходил этот разрыв. Спасала природа, любовь к камню, желание творить в нем, создавать новые темы и образы…

Несмотря на трудности 1990-х, художник много работал, активно участвовал в многочисленных выставках в стране и за рубежом. Скульптор создает произведения крупной формы. Его не успокоенность, постоянный поиск красоты как эстетического совершенства и гармонии привели к созданию таких произведений, как «Юность» (1996), «Рассвет» (1997), «Утро» (1998), «Лилия» (2002), Тематическая и жанровая направленность его творчества становится еще более разнообразной и широкой. Художник обращается к библейской тематике, создавая круглую скульптуру и небольшие рельефные иконы: «Георгий Победоносец» (1996), «Николай Чудотворец» (1996), «Деисус» (1996), «Богородица» (1996), «Ангел-хранитель (2002) и другие, в которые, следуя сложившимся законам иконографии, мастер привносит красоту и самобытность авторского пластического языка. 

В его постоянно обновляющейся скульптуре появились другие формы и ритмы, созвучные эстетике меняющейся жизни.  Художнику удалось почувствовать и выразить в камне время. Однако в целом творчество Овчинникова находится вне времени и моды. Его философия искусства исповедует вечные человеческие ценности бытия.

В 2014 г. в селе Красный Ясыл открылось частное производство OOO «Герда Скай» и А.М.Овчинников, куда он был приглашен на правах главного художника, продолжил разрабатывать модели для малотиражного производства. За короткий период камнерезное предприятие, где работала группа профессиональных художников-камнерезов, во главе с Овчинниковым, широко заявили о себе на отечественном и международном уровне, организуя выставки и фестивали камнерезного искусства.

Легендарный уральский камнерез является главой большого семейного клана художников-резчиков по камню, в чьих работах отражается более чем полувековая история развития художественного промысла Прикамья. Фаина Павловна Овчинникова (1940-2020) – первая супруга Анатолия Моисеевича, с которой он встретились еще в юную студенческую пору, - известный прикамский камнерез. Их объединила тогда одна художественная школа и одно предприятие «Уральский камнерез», которому были отданы десятки лет вдохновенного творчества, любовь к камню и любовь к детям – Татьяне и Роману.  Сегодня это известные, талантливые художники, чьи произведения представлены во многих музеях страны и зарубежья. В творческой семье Романа Анатольевича жена Татьяна и старший сын Дмитрий также скульпторы-камнерезы. У династии Овчинниковых общая принадлежность к уникальному камнерезному промыслу Прикамья. Являясь продолжателями традиций знаменитого промысла, они выработали в этом искусстве свой индивидуальный пластический язык. Объединяет же их отношение к камню как к живой материи, они с материалом – соавторы.

Сегодня Анатолий Моисеевич Овчинников продолжает работать, оставаясь оптимистичным и созидательным человеком, а анималистическая скульптура по-прежнему главная и любимая тема его творчества. Звери, птицы, рыбы Овчинникова наделены радостью и печалью, унынием и надеждой – всей полнотой переживаний, а еще – присущей им пластикой, мимикой, богатством окраса. Художник показывает неповторимость характера и повадок каждого животного. Он честно наблюдает правду жизни и талантливо преображает ее. А любовь и талант делают его произведения живыми, говорящими с нами на языке мастера-камнереза.

За большой личный вклад в сохранение и развитие камнерезного промысла России, подготовку специалистов-художников высокого класса, в 1999 г. А.М. Овчинников был награжден Почетной грамотой губернатора Пермской области. В 2001 г. он стал Лауреатом премии Пермской области в сфере культуры и искусства. В связи с многолетней творческой деятельностью, высокий профессионализм и личный вклад в развитие культуры Пермского края, в 2009 г. он удостоен Почетной грамоты Министерства культуры Пермского края; в 2012 - указом президента Российской Федерации награжден «Орденом Почета». В 2013 - Международный Фонд Фаберже наградил Орденом «А.К. Денисова-Уральского» и присвоил звание «Заслуженный деятель камнерезного искусства». 

Произведения, созданные Анатолием Моисеевичем, представлены в Государственном историческом музее (Москва), Музее НИИ художественной промышленности (Москва), Музее декоративно-прикладного искусства и народного искусства (Москва), Государственном музее минералогии им. А.Е. Ферсмана РАН (Москва), Государственном этнографическом музее (С.-Петербург), Музее изобразительных  искусств (Екатеринбург), Музее камнерезного и ювелирного искусства (Екатеринбург), Пермской государственной художественной галерее, Пермском краеведческом музее, и многих других музеях России и мира.

Анатолий Моисеевич Овчинников - камнерез от Бога. Большой мастер. Искатель. Творец. Его искусство служит образцом для начинающих камнерезов и остается высокой планкой художественного мастерства для профессиональных художников, современных мастеров камня.

Загрузка