Поиск
К 150-летию со дня рождения Сергей Дягилева

Дягилевы и Бикбарда: к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева

Классик отечественной живописи Михаил Нестеров, тонкий лирик московской школы, которого Дягилев одного из первых, вместе с другими москвичами К.Коровиным, И.Левитаном и В. Серовым пригласил участвовать на  выставках петербургского объединения «Мир искусства», оставил глубокое и неравнодушное высказывание  о личности Сергея Павловича, своеобразно определив его «генетический код»: «Дягилев – явление чисто русское, хотя и чрезвычайное.  В нем соединились все особенности русской одаренности. Недаром в его жилах текла мужицкая кровь даровитого самородка-пермяка, и весь яркий талант его был русский талант...».  

Нестеров увидел  связь  уникальной пассионарной  энергии Дягилева и его  разнообразных  талантов с пермской землей, которую самоотверженно осваивало несколько поколений его «даровитых»  и деятельных  предков.

На карте Пермской губернии таких обетованных  мест два – город  Пермь и село Бикбарда  Куединского  округа. Первым здесь начал устраиваться Дмитрий Васильевич Дягилев - прадед  Сергея. После завершения службы в Петербурге в лейб-гвардии Семеновском полку  он приезжает в Пермь (1793), вскоре после указа Екатерины II об образовании губернского города  Перми и губернии.  Здесь он успешно продвигается по службе, занимает  должности от стряпчего Пермского губернского магистрата до  губернского казначея. 

Дослужившись до чина надворного советника,он получает право вместе с потомками быть причисленным к дворянскому сословию. Дмитрий Васильевич оставляет  автобиографические записки, из которых известно, что он увлекался музыкой, рисованием и живописью, писал иконы и портреты, сочинял басни, эпиграммы и стихотворные сказки. В конце жизни он живет в уединении, много времени уделяет благотворительной деятельности, отказывая в пользу  церквей и приютов  не только значительные  суммы денег, но и  каменные дома. В 1800 году  прадед  женится на М. И. Жмаевой, дочери богатого  пермского промышленника и мецената, бургомистра и городского головы  И.Р.Жмаева. 

В Перми Дмитрий  Васильевич  достраивает больницу для бедных, строительство которой не успел завершить его тесть.  Об отношении к благотворительности, свидетельствует  его речь на освящении больницы. «Прошу бога, чтобы сие наше пожертвование  приносило бы столько пользы…, сколько нашего есть усердия исполнить обязанность в помощи ближним»,- пишет он  в своих «Записках». 

Бикбарду  Дмитрий  Васильевич получает в качестве приданого и открывает дягилевскую страницу в бикбардинской  истории. В 1811 году он строит там  винокуренный завод, возводит барский дом и церковь. Имение наследует  его сын и дед  Сергея - Павел Дмитриевич Дягилев. Кадровый военный и  участник русско-турецкой войны, после отставки становится  государственным служащим и  активным земским деятелем Пермской губернии.  Женится дед на Анне Ивановне, дочери адмирала И. С. Сульменева. Павел и Анна венчались в Исаакиевском соборе, после свадьбы жили в Петербурге в собственном доме на Фурштатской улице. Когда Павел  Дмитриевич вышел в отставку, сыну Павлу, отцу Сергея, было 2 года.

Павел  Дмитриевич  продолжает дело своего отца: расширяет и модернизирует бикбардинский   завод,   покупает  Николаевский винокуренный завод в  Осинском уезде на границе Пермской и Уфимской губерний.  В  Бикбарде он  перестраивает усадьбу и каменную церковь Рождества Богородицы. Иконы для церкви заказывает уроженцу Перми профессору Академии художеств В.П.Верещагину. 

По воспоминаниям близких,  Павел Дмитриевич  был личностью незаурядной. Он обладал исключительной энергией, неутомимым трудолюбием и  сильным, независимым характером. Его благотворительная деятельность отличалась редкой щедростью:  он устраивает странноприимные дома, делает громадные взносы в монастыри и храмы, вносит значительную сумму на строительство каменного здания оперного театра в Перми, на возведение Воскресенской церкви, построенной в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.  

Своих крепостных Павел Дмитриевич освобождает еще до официального манифеста 1861 года. Он содержал за свой счет школы и  больницу в Бикбарде, ежегодно проводит в ней две большие ярмарки – Сретенскую и Рождество-Богородицкую, на которые приезжало более 5000 человек. При нем в Бикбарде был  построен двухэтажный кирпичный  барский дом с  большим ухоженным  парком, каменная церковь Рождества Богородицы. Церковь при жизни Павла Дмитриевича всегда оставалась уютной и ухоженной, храм сиял.  Был еще старый деревянный  дом с балконом и ротондой.  

Выйдя в отставку, Павел Дмитриевич покидает  Петербург и до конца своих дней живет в Пермских имениях на два дома – в Бикбарде (с 1851) и в Перми (с 1862) в собственном  доме на улице Сибирской.  На фотографии середины ХIХ века 40-летний Павел  Дмитриевич предстает  внутренне  собранным и сильным человеком.  У него крупная  голова с высоким лбом, крупные выразительные черты лица, ставшие семейной чертой дягилевской «породы». Плотно сжатые губы, прямой пристальный взгляд  выдают человека властного и волевого. По выражению Елены Валерьяновны, он жил и умер царьком, имея в виду… «почет и значение, которыми он пользовался…, то любопытство и отчасти страх, которые он возбуждал…».  Современники отмечали, что многие черты характера деда нашли яркое отражение  в личности его внука – Сергея Дягилева. 

Жена Павла Дмитриевича, Анна Ивановна  после рождения восьмого ребенка, сына Николая (1851)  жила постоянно в Петербурге в доме отца, в пермские  имения приезжала только в гости. Особенно  любила  Бикбарду.  Большой гордостью Анны Ивановны был усадебный парк, который благодаря ее усилиям содержался почти по-царски. Это был большой террасный парк с беседками, маленьким прудом, сосновым бором, аллеями, усыпанными желтым речным песком. Земляничные поляны среди сосен были любимым местом для прогулок детей. В Бикбарде в своем доме  какое-то время жил старший сын Иван Павлович, занимавший там должность мирового судьи.

Отец Сергея  - Павел Павлович  Дягилев – седьмой ребенок в семье Павла Дмитриевича и Анны Ивановны родился в Петербурге.  Став военным, он проживал по местам службы в казенных  ведомственных  квартирах. Сережа Дягилев появляется на свет в 1872 году в Селищенских  казармах Новгородской губернии в браке Павла Павловича с Евгенией Николаевной Евреиновой. Вскоре  после рождения сына, она умирает. Через два года Павел Павлович женится на Елене Валерьяновне Панаевой. 

Семья живет  в квартире при казармах Кавалергардского полка. Внимательная, вдумчивая и терпеливая Елена Валерьяновна  достойно заменит ребенку мать, окажет влияние на его духовное становление. Сергей любил и ценил ее, как родную. В воспоминаниях  ближайших  коллег Сергея Павловича  А. Н. Бенуа и С.М.Лифаря образ  Елены Валерьяновны рисуется  в самых уважительных тонах.  Эта незаурядная женщина  оставила свои воспоминания - «Семейная запись о Дягилевых», став летописцем пермской и бикбардинской жизни. Она же составит родословную рода Дягилевых. Исследователи приписывают ей авторство несколько рисунков  с видами Бикбарды, выполненных в смешанной технике акварели и гуаши.

Первый раз в Бикбарду Сережу привезли в  1876 году, когда ему было 4 года.  Павел Павлович с новой женой и сыном приехали  из Петербурга  в  Бикбарду  на свадьбу к младшему брату Николаю Павловичу. На поезде добирались до Москвы и Нижнего Новгорода, и далее плыли  по Волге и Каме на пароходе «Сибиряк».  Гостей встречали три брата во главе с  патриархом семьи Павлом Дмитриевичем. На торжество собралась большая семья – родители - Павел Дмитриевич и Анна Ивановна,  братья Иван, Михаил и Павел с женами, младшая сестра Ю.П.Паренсова с мужем; по дороге из Петербурга в Сибирь, в Бикбарду  завернул муж  старшей сестры Анны Павловны - В.Д.Философов - главный военный прокурор русской армии и  будущий член Государственного Совета.  Венчание молодых состоялось в Духов день в бикбардинской  церкви Рождества Богородицы.  После свадьбы  еще полтора месяца продолжалась веселая и привольная жизнь большого дягилевского  семейства.

Бикбарда произвела на Елену Валерьяновну  самое приятное впечатление, для нее там было «просторно, удобно, уютно, симпатично». Ей  настолько пришелся по душе  дом с балконом и ротондой, что она уверяла, будто этот балкон   ей знаком много-много лет, жил в ее воображении всю жизнь, и она постоянно изображала его в своих детских рисунках. В воспоминаниях  Елена Валерьяновна с любовью описывает  не только усадьбу,  но и образ дягилевской  семейной жизни: «…Балкон  деревянный, с колоннами, под крышей и кончался большой ротондой, выступавшей на дорогу, идущую вдоль оврага. За оврагом – завод, деревня и безбрежная, как море, лесная даль. На ротонде, обыкновенно, пили вечерний чай, смотрели на закат солнца…Балкон  служил летом столовой, и в ней свободно садилось за стол до 50 человек. Широкая, засаженная цветами аллея вела от балкона к входу в церковь. Песнопенье и возгласы дьякона совершенно ясно доносились до балкона, когда церковная дверь была открыта во время службы». 

По наблюдениям Елены Валерьяновны, если Дягилевы собирались вместе, то помимо их воли в них самих и вокруг  жизнь начинала бить  ключом.  Всегда бывает шумно и весело, играют на рояле и скрипке, поют, разыгрывают живые картины. В эту театрально-музыкальную стихию невольно  включаются и гости.  Любовь к музыке и пению впитана Сережей в семье с самого раннего детства. «Семья-музыкантша» - такое определение нашла Елена Валерьяновна  для семьи мужа.  В ней даже «маленькие мальчики, гуляя, насвистывают  квинтет Шумана…».  В Бикбарде был свой домашний театр, перестроенный  из большого пустующего сарая. Уже в первый приезд Сережи в Бикбарду  состоялся его театральный дебют: на сцене  театра в живых картинах  он исполнил две  роли  - Красной шапочки и Мальчика-с-пальчика. 

В июне 1878 года совершается вторая семейная поездка из Петербурга в Бикбарду.  В этот приезд  Дягилевы живут в усадьбе  до начала осени. Причиной, подтолкнувшей к этому  далекому путешествию, послужило  рождение в семье Павла Павловича и Елены Валерьяновны  сына  Юрия, второго  брата  Сережи. Желая поддержать молодое семейство, отец Павел Дмитриевич и брат Иван Павлович, приглашают их  приехать Бикбарду  в отпуск. Павел Дмитриевич пишет сыну и невестке сердечное письмо: «О том, что ты и вся твоя семья будет принята с распростертыми объятиями, и говорить нечего, и будем делиться, то есть материальными средствами, радостями и печалями, и друг друга…поддерживать в душевных настроениях, с коими часто  нелегко совладеть». 

Через год, в августе 1879 года родители Сергея  на семейном совете принимают  серьезное решение, меняющее их жизнь  - совсем переселиться на пермские земли.  Весь первый год они живут  в  Бикбарде в старом деревянном доме с балконом и ротондой. Осенью 1880 года  после отъезда бабушки  Анны Ивановны в Петербург, семья Сергея переселяется в Пермь в большой дом  деда на улице Сибирской.  С этих пор летнее время  Сережа почти ежегодно будет проводить в  Бикбарде.  Летом там собиралась вся многочисленная родня. Прекрасная природа, пруд, огромный удобный дом – все располагало к отдыху, развлечениям, музыке. 

Интересными описаниями бикбардинской жизни наполнены   письма Павла Дмитриевича дочери Анне Павловне в Петербург: «После обеда под устарелый тон пермского фортепиано, знакомое  вам по детству, производится оперное представление, не ограничиваясь исполнением одних арий, куплетов и трогательных романсов.  Иван Павлович добавляет представление выражением в лицах местных напевов Пермской губернии...После чая, весьма позднего, не встав из-за стола, оканчивается день на садовом балконе, при уничтожении дынь и арбузов, с ловлением летучих мышей…».

В  Бикбарде было положено начало домашнему образованию Сережи, которое он стал получать вместе с детьми одного местного чиновника. Дедушка Павел Дмитриевич финансирует  организацию учебного класса, которому дал громкое название – бикбардинский университет. Елена Валерьяновна  вела  по указанным учебникам Ветхий Завет.  Она же, вместе с Иваном Павловичем руководила уроками музыки.

 Петербургская бабушка Анна Ивановна  регулярно высылает книги для Сережи и других внуков. «Сергуня наш почти взрослый человек. Страшно он вырос, - писала Елена Валерьяновна Анне Ивановне  в Петербург. Учится он хорошо, так как очень способный. Воспитывать его трудно, хотя много облегчает задачу его любовь ко мне и хорошее здоровье. Вообще у него много порывов, в которых я подчас запутываюсь». 

В  1882 году в Бикбарду из Петербурга впервые  приезжают родители  мачехи - Валерьян Александрович и  Софья Михайловна (урожденная Мельгунова) Панаевы. С ними, так же впервые, приезжает их дочь, родная сестра Елены Валерьяновны, уже известная певица, ученица П. Виардо и  любимица П. И. Чайковского, посвятившего ей несколько своих романсов,  Александра  Валерьяновна  Панаева. Для Сережи каждый приезд тети Татуси  - Александры Валерьяновны - будет большим событием. 

Павел Дмитриевич встретил сватов «с радушием и широким гостеприимством». По случаю приезда гостей в Бикбардинском  театре состоялся тщательно подготовленный Дягилевыми праздничный концерт. В первом отделении  была разыграна сцена торжественного шествия Черномора из оперы Глинки «Руслан и Людмила». В ней участвовали Павел Павлович, дети Ивана Павловича, гость из Петербурга кузен Сережа Шуленбург   и Сережа Дягилев.  В честь приезда бабушки и дедушки Панаевых  Сережа Дягилев станцевал лезгинку. Во втором отделении была представлена сцена из оперы Даргомыжского «Русалка» в исполнении двух сестер – Александры Панаевой и Елены Дягилевой.  Отправляясь в Прикамье, Панаевы не предполагали, что их ждет такой торжественный и радушный прием. 

В  бикбардинских окрестностях  владельцы усадьбы имели  любимое место, откуда село  было видно как на ладони. Была заведена привычка наведываться туда каждый вечер, чтобы посидеть на скамейке и полюбоваться с высоты на окрестную даль.  Бикбарду любили и старые, и молодые Дягилевы. Своей свекрови  Елена Валерьяновна сообщает: «Если бы вы знали, как мы стремимся в завод, даже 4-летний Юра повторяет: «Хочу в  Бабаду».

Жизнь в Бикбарде  привольна и полнокровна.   Сережа собирает грибы и ягоды, катается верхом на лошади, ходит на всю ночь удить рыбу со своими двоюродными братьями, сыновьями Ивана Павловича. «Но так как мы не специалисты, то ловля была не очень удачливая,- сообщает Сережа отцу.- «Купаемся каждый день. Я отлично плаваю. Как видишь, я немножко исправляюсь от своей развинченности».  А Елене Валерьяновне, когда она отлучается из Бикбарды в Пермь, он пишет: «Бикбарда, кажется, стала еще лучше. Наши окна выходят в сад и перед ними расположены две громадные клумбы пионов, обсыпанных цветами, так что в комнате  у нас чудный запах…Как здесь хорошо и весело. Погода прекрасная». Не меньшую радость доставляли прогулки в лес, на земляничные поляны, поездки по лесной дороге на Николаевский завод. 

Летом 1882 года Елена Валерьяновна пишет родителям: «Любимое  удовольствие детей - катание на линейке (многоместном открытом экипаже). Когда дедушка едет с ними, то удовольствие вдвойне, потому что мы тогда ездим на какие-нибудь работы, постройки, мельницы. А я люблю смотреть, когда они разбегутся во все стороны и мелькают в траве, точно красные, синие и белые цветы». 

Но отдых не отвлекает от музыки.  «Ты не можешь себе представить, какое громадное удовольствие доставили мне ноты, которые ты мне прислала. Я уже разучил 4 вещи и хочу тебе их сыграть, когда ты приедешь»,- сообщает Сережа мачехе.

Усадебный быт располагал  не только к музицированию, но и к чтению. Чтение в семье поощрялось, читали много, и было принято  обмениваться мнениями о прочитанных книгах. Интересное,  не по-детски аргументированное  суждение  по поводу характера одной из героинь романа Гончарова «Обрыв»,  Сережа  излагает в письме Елене Валерьяновне: «Что в ней глубокого? Это человек, у которого желания не перелетают через частокол. Разве это ум?» В этом высказывании – задатки характера будущего «диктатора», личным хотением которого вершились большие дела. 

Окрестности Бикбарды, как и окрестности Перми, стали  для Сергея открытой книгой природы. Здесь он впитывает самые яркие  впечатления от разнообразного, наполненного контрастами и внутренней энергией уральского ландшафта - впечатляющего многоводья, бескрайних лесных массивов, сменяющих друг друга  хребтов, равнин и увалов.

Масштабы  этого грандиозного пространства, потребовали от предков Дягилева колоссальных усилий для их  освоения, хозяйственного, социального и культурного обустройства, сформировали характеры, способные к преодолению. Природное жизнелюбие и сила характера у Дягилева, его упорство  в достижении цели, способность действовать вопреки обстоятельствам  имеют истоки в этой земле, в  этих просторах, в энергии  предков-первопроходцев.

Судить о  характере  Дягилева дают возможность его прижизненные портреты, созданные его коллегами художниками объединения «Мир искусства»  К.А.Сомовым (1893), В.А.Серовым (1904) и Л.С.Бакстом (1906). Все три портрета представляют зрителю красивого, сильного и здорового человека с  ярким румянцем на щеках.  Авторы уловили черты натуры  Дягилева, позволившие ему стать легендой еще при жизни. Самое  раннее изображение принадлежит Сомову. Он пишет  небольшой натурный портрет Дягилева через три года после его  приезда из Перми в Петербург. 

Это начало пути Сергея: он учится в Петербургском университете, посещает вольнослушателем  занятия в консерватории,  берет уроки пения у известного баритона  А.Котоньи, вместе с кузеном Димой Философовым совершает  просветительские турне по странам Европы. Но  никаких эмоций на лице 21-летнего юноши зритель не видит. Главное в образе - закрытость, внутренняя собранность, уверенность в себе. На портрете Серова Дягилеву 32 года. За его плечами  большой творческий путь. Несмотря на незавершенность портрета, художник многое рассказал о своем герое. Он создает  образ барина-сибарита, живущего с удовольствием. Мощное, природное жизнелюбие,  отсутствие внутренней смуты и расслабленности, отличающих  многих деятелей культуры серебряного века – лейтмотив образного решения  портрета. Серов  показывает своего героя на  стадии «вдоха», когда  многое еще впереди. В нем словно   воплотилась энергия  всех  поколений деятельных  Дягилевых. Бакст, единственный, сумел написать законченный портрет Дягилева и высказать свое целостное суждение о  его личности. На портрете  Бакста  Дягилеву 34 года, он работает в России последние годы, дальше начинается европейская театрально-балетная эпопея. 

Художник  пишет уверенного в себе  человека, дитя дворянской усадебной жизни, знающего свое предназначение, способного делать выбор и действовать. И  «серовский», и «бакстовский» Дягилев - человек инициативы и поступка. Современница Дягилева, писательница и литературный критик Зинаида Гиппиус имела основания утверждать, что  «Дягилев – это человек  действия,  а мы все – люди созерцания». Этот факт констатировал  коллега и друг Сергея Павловича  А. Н. Бенуа: «Я совершенно убежден, что  при наличии всех представителей творческого начала в искусстве (в музыке, в литературе, в театре) …, ни одна из затей не получила бы своей реализацией, если бы за эти затеи не принимался  Дягилев, не возглавил бы их, не принес бы свою изумительную творческую энергию туда, где художественно-творческих элементов было сколько угодно, но где недоставало главного – объединяющей творческой воли».

После окончания Пермской классической гимназии в 1890 году, Сергей Дягилев уезжает в Петербург и поступает на юридический факультет Петербургского университета. В этом же году семейство  Дягилевых объявляется несостоятельным, иными словами – банкротом. Завод и усадьба в Бикбарде, дом в Перми  уйдут к другим владельцам. Сергей Павлович  приедет в Пермь только  единожды -  в 1891 году. Родители Сергея навсегда  покинут Пермь в 1893 году.

 *С 2021 года в Бикбарде производится «Реставрация и приспособление к современному  использованию объекта культурного наследия регионального значения «Господский дом П. Д. Дягилева». Завершение работы планируется на ноябрь 2023 года. 

Источник фотографий: электронная библиотека RoyalLib.Com

Загрузка