Поиск
Художники

Тимофей Коваленко: « В день 9 мая». Палитра мужества

«Хочу, чтобы правда времени была в моих работах. Сделает художник работу  - и частицу души теряет. Я - за такое искусство…» / Т. Коваленко/

Коваленко, заслуженный художник России, участник самых престижных выставок, автор многих произведений, хранящихся в различных музеях страны, большую часть жизни жил и работал в Перми, в последние годы преподавал в Уральском филиале академии живописи, ваяния, зодчества.

Скупые строчки автобиографии дают краткую канву его жизни, необычной для художника. «Родился 28 февраля 1930 г. в деревне Бекташ Каминского с.совхоза Куйбышевского района Новосибирской области в семье крестьянина. Отец Егор Емельянович, мать Наталья Николаевна. Братья- Федор, Григорий. Сестры - Мария, Анисья. 1930-1948 жил, учился, работал в деревне. В 1948награжден правительственной медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне». В 1949 переехал в районный город Куйбышев Новосибирской области, поступил на курсы шоферов. До 1950 работал шофером при местной автороте. 1950-1953 - служил в Советской армии в отдельном автомобильном батальоне гг. Красноярска, Комсомольска на Амуре, Сов.Гавани и др. После службы в Армии переехал на постоянное место жительства в г. Куйбышев Новосибирской обл.

1953-56 работал при механическом заводе шофером, токарем, штамповщиком, одновременно закончил вечернюю школу.

1956-61 - учился в художественном училище в Нижнем Тагиле. Окончил живописное отделение. В 1961-67 –остался преподавать в художественном училище рисунок, живопись, композицию.

А далее - по возрастающей творческих достижений: с 1964 участие на всех городских, обл., зональных художественных выставках, с1967 - участие в республиканских выставках;

В 1965-67 вступил в союз художников СССР. С  1967 работал в Нижнетагильском художественном фонде, в 1969 переехал на постоянное место жительства в Пермь». Именно здесь он создал свои лучшие произведения о труде, рабочих «горячих профессий», о войне.

  Он не был участником Великой Отечественной войны, но ее след остался в судьбе художника так же, как в судьбе тысяч его сверстников.

Память детских и юношеских лет, памятные годы собственной шоферской практики, а также отечественное искусство, постоянно обращавшееся к событиях военных лет, помогли в создании картины «По дорогам войны» (1967-1970). Погрудное изображение человека, кажется, слившегося с управляемой им машиной, В просветах окна - земля, развороченная взрывами.  Художник создает жесткий образ человека войны, убедительный образ тревожных и трудных фронтовых будней.. Сурово сосредоточено лицо, выразительны руки шофера, крепко держащие баранку руля. Автор нашел интересный ракурс, в котором «снят» герой картины - солдат-шофер. Композиционный прием - укрупненный кино кадр. Автор максимально приближает героя картины к зрителю, создает убедительный и выразительный обобщенный образ шофера Великой Отечественной войны.

 Одна из лучших его картин на тему войны и победы -  полотно «В день девятого мая» (1975). Это произведение, по словам художника, - память о времени, размышления человека семидесятых годов о трагедии и героизме сороковых.

 «Когда писал картину, вспоминал деревню, где прошло мое детство, своих односельчан, их судьбы, отношение друг к другу». На глазах будущего художника возвращались с войны солдаты. Он видел и радости, и страдания родных и близких. На эти воспоминания накладывались мысли о людских судьбах тех, с кем сводила судьба, когда ближе знакомился и проникался переживаниями своих заводских героев Мотовилихи. 

В одном из интервью корреспонденту газеты «Мотовилихинский рабочий» (29 декабря 1976 г.), художник делился своими мыслями: «Рабочая Мотовилиха настолько увлекла меня, что я теперь и не представляю здесь, в Перми, себя без нее. Все мои лучшие полотна написаны здесь, в Перми, на мотовилихинском материале. А значит, и своими успехами в творчестве я обязан, прежде всего, ей, рабочей Мотовилихе. В одной из последних моих работ «В день девятого мая» действие происходит не у знойной мартеновской печи, но  писал я эту картину также с мыслями и о людях Мотовилихи. Это они послужили мне основой ее сюжета».

 В центре картины «В день девятого мая» группу собравшихся людей объединяет праздничный стол. Он - ведущий композиционный и смысловой центр картины. О каждом герое полотна можно говорить как о живом человеке. За каждым из них просматривается судьба, настолько правдиво и образно раскрыты характеры. В них - размышление художника о судьбе страны и судьбах людей. Здесь люди разных поколений: участники войны, вынесшие на своих плечах ее тяготы, старуха, мудрая прожитыми годами, юноша, не видевший войны, младенец с яблоком в руках. 

«Праздник со слезами на глазах», и в этом сопоставлении художник не одинок.

 Автор плотно заполняет фигурами пространство холста и, укрупняя план, приближает, насколько композиционно возможно, к зрителю.  Смысл этого кинематографического приема можно прочесть так: жизнь «сжала», свела людей разных возрастов, объединила их нераздельностью судеб, связанных с историей страны. Картина построена так, что все композиционные линии и цветовые акценты ведут к паре  пожилых людей,  сидящих во главе торжественного застолья, - женщине и слепому мужчине.

 В первоначальном варианте  глаза его закрывала черная повязка, затем художник отказался от этой детали, чтобы не нагнетать трагедии. Множество  набросков и рисунков, эскизов к этой картине говорят о длительных поисках композиционного и смыслового решения. 

Память о прошлом, о травмах и ранах - в образе инвалида, сидящего спиной к зрителю. Его горестная поза ненавязчиво, но красноречиво, напоминает о непоправимом горе, которое принесла война. Общий колорит картины основывается на отношениях глубоких черно-зеленых тонов, созвучных покою и трагической тишине этой даты - праздника Победы и дня Памяти  погибших. Всплески красного, вливаясь в общую цветовую гамму , вносят в образный строй картины  ноту тревоги и вместе с тем - торжественности. Самое светлое пятно в картине, самое светоносное - малыш, образ надежды на мир и покой грядущих лет. В картине воплотились особенности живописной манеры художника. Как и в большинстве его работ, глубина пространства не велика. Свое творческое «кредо» Коваленко объясняет так: «Не хочу оптического обмана… Природу не повторишь, она в постоянном движении. Поэтому не делаю  «прорыва» картинной плоскости пространственной глубиной…. Нужно заставить зрителя рассматривать картинную плоскость, чтобы он не думал при этом о сравнении с натурой». Не акцентируя  трехмерности пространства и объемности предметов, художник стремится к органической связи изображения с плоскостью холста, создает живописную среду, в которой живут его герои. Уютную законченность картине придает дремлющая кошка на первом плане, «намывающая» гостей.   

Картин на чисто исторические темы Коваленко не писал, но интерес к историческим фактам России у художника всегда был. Историю и современность оценивал с точки зрения своих представлений, и ярких кино образов. 

Некоторые картины об историческом пути России были навеяны  событиями рубежа ХХ и ХХ1 вв. Современные события, «лихие» 1990е, разрушение страны для художника были «Временем скорби и печали». Так он назвал и одно из своих произведений этих лет. Опять объединяет собравшихся композиционно и смыслово - обеденный стол. Опять собрались «его» герои: старик-фронтовик, горюющая женщина пустая сковорода, намек на голодное для многих время, и молодая женщина с младенцем. Он - светлое и светоносное пятно как символ жизни и надежды.

Картины Коваленко заставляют думать и сопереживать, не оставляют человека равнодушным. Именно поэтому его творческая и преподавательская деятельность «западали» в души его учеников. И сам художник был учителем по жизни для его студентов.

Ныне известный мастер Максим Каеткин,  ученик художника вспоминает:  « Он не терпел никакой коммерции и прочей обывательской чуши ни в жизни, ни в искусстве. Его картины, суровые и цельные, каким он был сам, - лучшие картины об Урале и его людях, настоящий памятник уходящему поколению наших отцов. Я горжусь тем, что я был его учеником»

Оценку творчества Коваленко дает его другой студент, Максим Нурулинныне преподаватель живописи УФРАЖВиЗ,  и председатель пермской организации Союза художников:

« Путь, проложенный Т.Е.Коваленко в искусстве - поиск неизведанных глубин души человека. Это  постоянный труд, без намека на фальшь и  «бытовщину», где нет места заигрыванию с властью и собственной совестью.Напряженность мысли и обнаженность в характере Тимофея Егоровича, сделали его ярким, неординарным  мудрым художником».

Загрузка