Поиск
История галереи

От дедов и прадедов...

Маршрут многих экспедиций Пермской художественной галереи 1980 – 1990-х годов прошёл по одному из южных районов области – Суксунскому. Были записаны интереснейшие факты об одном из крупных центров народного гончарства – д. Тохтарёво, где бытует пословица: «Не боги горшки обжигали, а те же тохтарёвцы». Сохранились имена гончаров (местное название – черепаны). С некоторыми из них удалось встретиться, собрать образцы керамических изделий. В Суксуне мы записали сведения о местном промысле. О своей работе рассказали гончары И. А. Аристов (1901), И. А. Мангилев (1908).* В д. Бобыли трудился мастер Л. Ф. Тукачев, в с. Красносоколье (Свердловская область) жил гончар Ф. М. Тукачев (1890).

Экспедиции – основной источник формирования коллекции народной керамики, собранной в различных районах Пермского края, многообразных её видов, форм и декора. Один из крупнейших центров производства керамики конца XIX – начала XX в. – Кунгурский уезд, где в 38 мастерских занимались гончарным делом 125 человек. Крупным центром была д. Филипповка, посуду изготавливали в деревнях Власята, Троельга, Шубино, Патраково. В д. Щеглы и после войны был горшечный завод, которым заведовал Василий Ситников. Собраны предметы кунгурской керамики: корчаги, горшки, латки, формы для киселя, рукомои. Они отличаются плавными линиями, выразительными, упругими очертаниями. Кунгурские мастера использовали белую, красную, серую глину. Тонкий черепок, пластичность, красота разноцветных полив отличают работы кунгурских черепанов. Особенно любили они зелёную глазурь, которую уездные мастера готовили из свинца, хрусталя, песка и медной руды, использовали малахит. Пуд этого минерала стоил от 6 до 7 р., а самым дорогим материалом были дрова, цена которых год от года росла.

Многочисленные экспедиции прошли по Кунгурскому и смежным с ним Суксунскому и Берёзовскому районам, что позволило собрать превосходные образцы поливной и чёрнолощёной посуды, переданных в коллекцию местными жителями.

Изделия, выполненные в технике обварки, известной ещё с доисторических времён, встречались довольно редко. Стенки обварных или, как их здесь называли, «пёстрых» горшков покрыты сплошным узором из тёмных пятен со светлыми разводами вокруг них. Для достижения этого эффекта замачивали ржаную муку, цедили и кипятили раствор, затем погружали в него раскалённые горшки, состав проникал в поры сосудов, образуя причудливые узоры. В различных районах обнаружена керамика, выполненная в технике задымления, когда после вытягивания на гончарном круге изделия обжигали на сосновых или осиновых дровах в сильно коптящем пламени без доступа кислорода. После чего полировали или лощили изделие угольком. Великолепные чёрнолощёные сосуды из Берёзовского района отличает классическая строгость форм, чёткость и выразительность силуэтов. Подобную утварь с носиком в деревнях Пермской области называют по-разному: лагуны, сусленники, уксусники.

В декоративном оформлении вещи гончар всегда исходил из утилитарного предназначения предмета. В Берёзовском районе были найдены оригинальные овальные и круглые чашки – формы для творожника, холодца или поминального киселя. Подобные сосуды украшены стилизованным контррельефным изображением рака, покрыты глазурью.

Своеобразна керамика северных районов: Чердынского, Соликамского, Красновишерского. Во время экспедиций множество предметов было передано местными жителями и обнаружено в заброшенных деревнях. Оригинальные свадебные сосуды, состоящие из трёх совмещенных маленьких горшочков с носиками, бытовали в деревнях Соликамского района. Конструкция и форма изделия напоминает древнеримскую керамику.

Большое число керамических изделий, обнаруженных в разных районах, оплетено берёстой. Сосуды оплетали, или, как говорят в деревне, «пеленали», чтобы укрепить их. Это придавало своеобразный цветовой эффект и создавало ощущение тёплой, живой поверхности лагуна или корчаги.

Во время экспедиции 1989 – 1990 гг. в Кочёвском районе найдены криночки, чашки, горшочки из белой глины, сделанные в цехе керамики Зыряновского кирпичного завода. Удлинённые формы кринок, их высокие горловины напоминают южнорусскую или украинскую традиции. В этих местах с 1930-х гг. жили переселенцы с Украины. Вероятно, именно они и привнесли свои традиции в этот промысел.

В селе Усть-Игум Александровского района удалось встретиться с семьёй, которая работала в 1940-е гг. в мастерской при кирпичном заводе «Огнеупор» (существовал с 1905 по 1940-е гг.). Е. И. Борисова (1903) и её сын В. Л. Шестаков (1928) рассказали о том, что они использовали белую глину, которую смешивали с шамотом. Форм не было, изделия вытягивали сами на гончарном круге, затем покрывали поливами.

Помимо коллекции народной керамики, участниками экспедиций были собраны предметы бытового фаянса, изготовленные в с. Сретенское Ильинского района. Фабрика была открыта в 1850-е гг., на ней работало от 70 до 300 человек. Глину завозили из Кунгурского уезда и с реки Яйвы. В различных районах, преимущественно в Ильинском и Карагайском, были обнаружены образцы выпускаемой посуды: массивные кружки, тарелки, молочники с орнаментом, нанесённым штампом, кистевой росписью или деколем.

Сложными оказались для галереи 1990-е гг., когда сотрудникам приходилось проявлять изобретательность для организации и проведения летних экспедиций. В первую очередь необходимы были деньги на бензин для экспедиционного автобуса «Кубанец». Для этого привлекались спонсоры. Однажды даже была получена гуманитарная помощь в виде консервированных продуктов, переданных зарубежной благотворительной фирмой “Care”. В экспедиции на север области эти продукты использовались как обменный фонд, а также их раздавали их престарелым жителям и многодетным семьям. Огромные банки вначале вызывали удивление и недоумение у людей.

Весть о приезде сотрудников музея распространялась быстро. Жители сами приносили на стоянку экспедиции всевозможные старые изделия: самовары, прялки, керамику – и безвозмездно отдавали их в музей. Так произошло, например, в д. Бигичи Чердынского района.

В Чердынском районе большое распространение получило плетение бытовых изделий всевозможных форм и размеров из елового корня: сундучков, коробок с крышкой (местное название – корноватики, толоконники), солониц. В экспедициях была собрана целая коллекция таких предметов благодаря дарам местных жителей. Однако у многих ещё эти вещи продолжали использоваться постоянно . Один из центров плетения из корня – д. Пашиб, где жил мастер Т. Е. Цыпуштанов (умер в 1930-е годы). В д. Усть-Уролка до войны работали мастера И. Е. Дементьев, Фёдор Сурсяков.

Сотрудниками галереи были обследованы все районы Коми-Пермяцкого национального округа. В 1990 г. экспедиция побывала в самом северном – Гайнском районе, который граничит с Кировской областью. Из посёлка Кебраты по проложенной в тайге узкоколейной дороге мы добрались до далёких старинных деревень Сойга, Конопля и Мысы. Красота этих первозданных мест поразила нас. Много интересного о прошлом, о своих дедах и прадедах рассказали люди. От всей души дарили для музея прялки (местное название – печкан), светцы (бипеш), ткачество, керамику. Удалось встретить и современных мастеров, которые занимались крестьянскими ремёслами. В. И. Златин изготавливал туески из берёсты, вырезал традиционные солонки-утицы. Он подарил музею свои работы.

В 1980-е гг. состоялись экспедиции по Ильинскому и Карагайскому районам –  центрам народной росписи по дереву. Обследование заброшенных деревень позволило собрать коллекцию домовой росписи и резьбы: припечные перегородки, резные наличники, сундуки, шкафчики-поставцы, всевозможную утварь. Только одной экспедиции по Ильинскому району удалось собрать 100 прялок с традиционной для этих мест обвинской росписью, которые были подарены галерее сельскими жителями.

Сотрудники галереи всегда стремились работать в тесном контакте с местными народными и школьными музеями, филиалами Пермского краеведческого музея. Знакомство с коллекциями, общение и сотрудничество с людьми позволяло составить более полную картину об истории сёл и деревень, крестьянских промыслах.

В экспедициях 1980 – 1990-х гг. помимо сотрудников галереи участвовали пермские художники Анатолий Городилов, Валерий Новиков, фотографы Валерий  Амотник, Валерий Заровянных, сотрудник Петербургского филиала Британского совета Джонатан Николсон, а также дети сотрудников галереи Миша Сысоев, Жан и Наташа Хоменко.

* В скобках указан год рождения мастера.

Загрузка