Поиск
Художники

Игорь Грабарь. Человек науки, искусства, музейного дела

Игорь Эммануилович Грабарь - русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор. Человек на редкость разносторонний, сыгравший огромную роль в становлении и развитии Пермской художественной галереи.

Имя  Игоря Эммануиловича  (1871-1960) в позднесоветский  и  постсоветский  период  оказалось  практически забытым.

Личность на редкость разносторонняя, симфоническая, он сочетал качества, редко совмещающиеся в одном человеке – талант художника, искусствоведа, критика,  историка искусства,  реставратора, общественного деятеля, педагога. К этому добавляется  талант  организатора и практика. 

И.Э. Грабарь  первым из крупных отечественных исследователей  заговорил о самобытности русского искусства, впервые сформулировал задачу «…вскрыть то самостоятельное и оригинальное, что русский народ внес в сокровищницу мирового искусства и чем он по праву может гордиться». Эта идея  легла в основу первой академической «Истории русского искусства», инициированной Грабарем. Вышедшая в издательстве И.Н. Кнебеля (1910-1915), она была приобретена в библиотеку Пермского научно-промышленного музея. Впервые в  «большую» историю было  включено искусство огромной российской провинции, в том числе Пермского края -  древнерусская архитектура Соликамска и Усолья, деревянная скульптура.

Особенно энергичной и  плодотворной деятельность  Грабаря  становится в период  его работы  в государственных органах  по делам музеев и  научной реставрации, созданных вскоре  после  Октябрьской революции 1917 года. Он безоговорочно  встал в ряды тех, кто помогал  государству  сохранить для народа культурное наследие его предков. Возглавляя Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса, Грабарь  стал   наиболее активным  деятелем современного музеестроения. Одним из  провинциальных музеев, созданных на  этом этапе российской истории, оказалась и Пермская галерея.

Участие  И.Э. Грабаря  в  жизни  и творческой судьбе  Пермского музея  было многолетним и разносторонним. Невозможно переоценить его роль в  комплектовании, изучении и реставрации  коллекции Пермской государственной художественной галереи. Лучшие произведения современной экспозиции русского и западноевропейского искусства получены в 1920-1930-е годы из Государственного музейного фонда с помощью Грабаря. 

В августе 1925 года  он, вместе с молодым тогда музейщиком Николаем Николаевичем Серебренниковым, совершил экспедицию на север Пермского  края по маршруту Пермь - Орел-городок – Усолье - Соликамск с целью выявления памятников, требующих постановки на учет и хранение. Игорь Эммануилович первым оценил художественное и культурно - историческое значение Пермской деревянной скульптуры. 

Экспедиция по северу Пермского края. 1925. И.Э. Грабарь (в центре)

Общение с  Грабарем,  его советы, консультации, а позднее рецензии практически на все издания Н.Н. Серебренникова, для профессионального  становления уральского искусствоведа  оказались  бесценными. После  этого приезда И.Э. Грабаря в Пермь начинается длительная эпопея - переписка и встречи с  сотрудниками музея, художниками и  краеведами из окружения музея. Главным адресатом Грабаря в Перми становится Н.Н. Серебренников: их переписка, хотя и не регулярная, продолжалась 35 лет, до смерти Грабаря в 1960 году.

Именно в 1920-1940-е годы складывается структура коллекции, экспозиционные отделы Пермской галереи,  формируется ее авторитет, как крупнейшего провинциального  художественного музея со своим неповторимым лицом. Участие  музейного отдела Наркомпроса и конкретно И.Э. Грабаря в  ее профессиональном становлении,  росте, известности  оказалось  одним из решающих факторов.

Наиболее полно и красноречиво об участии Грабаря в жизни галереи  пишет  Серебренников.  В письме от 10 октября 1943 года в связи с избранием  Грабаря  в академики Серебренников пишет: «С сердечной радостью от всей души поздравляю Вас с избранием в Академики. Ваши критические работы по искусству сделали Вас учителем для всего современного поколения  работающих в области истории русского искусства.

Мне особенно приятно  искренне приветствовать Вас, потому что с первых лет своей музейной работы, с тех пор как в 1920-х годах, руководствуясь Вашей книгой «Как и для  чего сохранять в музеях произведения искусства», Вашими  каталогами  Третьяковской галереи и другими работами стал я устраивать в Перми художественный музей».

В последнем письме от  7 марта 1960 года Серебренников благодарит Грабаря за высокий отзыв о его книге «Урал в изобразительном искусстве» и еще раз дает оценку его вкладу: «У колыбели Пермской художественной галереи, в первых моих шагах  на поприще музейно-художественной работы Вы были добрым гением».

В Пермской художественной галерее хранится 4 работы Игоря Грабаря:
«Весна в Абрамцеве» (1944), «Весенний ветер» (1905), «Туркестанские яблоки» (1920), «Розы на рояле» (1939). 

Примечательно, свою знаменитую картину «Туркестанские яблоки» Игорь Грабарь, первым из столичных художников, преподнес в дар Пермской художественной галерее в 1926 году. Это был ценный дар – галерея тогда только «становилась на ноги».

И.Э. Грабарь. Весенний ветер. 1905
И.Э. Грабарь. Туркестанские яблоки. 1920
И.Э. Грабарь. Розы на рояле. 1939
И.Э. Грабарь. Весна. 1944
Загрузка