Поиск
Пермские художники-фронтовики

Пермские художники-фронтовики: Иван Борисов

Борисов Иван Степанович (1925-1995) – живописец, акварелист, Заслуженный художник РСФСР, участник Великой Отечественной войны. Иван Степанович демобилизовался в 1946 году. Окончил Свердловское художественное училище, затем Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. С 1957 г. жил и работал в городе Перми. Иван Борисов по праву считается главой пермской группы акварелистов, сложившейся в нашем городе в 1960-е годы. В коллекции Пермской галереи хранятся лучшие акварельные листы Борисова - более 180 произведений.

 

Творчество знаменитого акварелиста, Заслуженного художника России Ивана Степановича Борисова (1925-1995) позволяет утверждать, что участие в Великой Отечественной войне заставило его глубоко и осознанно ценить мирную жизнь, наслаждаться эстетической красотой природы, ощущать гармонию мира, и в своих работах доверительно рассказывать об этом зрителю.

Свое призвание Иван Степанович осознал рано. Желание стать художником привело 15-летнего мальчика в 1940 году вначале в студию при Центральном Доме пионеров в Москве, затем в Сокольническую изостудию. В 1942 году он поступает в Свердловское художественное училище, а в 1943 году его призывают в армию.

На войне Борисов командовал стрелковым взводом 47 армии первого Белорусского фронта. Дважды был ранен. Войну закончил двадцатилетним юношей в звании младшего лейтенанта. Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-й степени, юбилейными медалями.

После войны бывший фронтовик вновь поступает на первый курс Свердловского училища, а после его завершения – в Московский институт декоративно-прикладного искусства. Через год институт расформировали, и Борисов переводится в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, на факультет монументально-декоративной живописи. Его дипломная работа – мозаичное панно «Мозаичное производство» – экспонировалась на всесоюзной художественной выставке к 40-летию Октябрьской революции, а эскиз панно был показан в 1957 году на выставке произведений к VI Всемирному фестивалю в Москве.

С 1957 года И. С. Борисов живет и работает в Перми. С 1959 года много времени поводит в поездках по Пермскому краю, поразившему художника раздольем, безбрежностью лесов, причудливостью гор и камней. С этого времени он начинает активно работать в технике акварели. А уже в 1962 году в залах Пермской художественной галереи состоялась его первая персональная выставка. По сути, это была первая в Перми выставка акварелей из произведений местного автора. А художник продолжает учиться и совершенствоваться, ставит перед собой все новые и новые задачи, связанные с расширением возможностей акварели.

Эксперименты, поиски новизны были нужны ему для того, чтобы наиболее полно выразить переполнявшие его чувства, но никогда не были самоцелью. Борисов осваивает композиционную акварель, ищет «свои» темы и мотивы. В акварелях появляется картинность и связанная с ней обобщенность образа. Большую роль в его становлении оказали поездки на творческие дачи. И как результат – участие на многочисленных престижных выставках самого высокого уровня: на всех всесоюзных выставках акварелей, начиная с первой в 1965 году; выставках советской акварели в Чехословакии, Румынии, Югославии, Норвегии; межзональной выставке «Урал, Сибирь, Дальний Восток» (1971). Он стал участником всех зональных выставок «Урал социалистический», всех всесоюзных выставок акварели и многих других, как в своей стране, так и за рубежом.

Как все художники его поколения, он много ездил по стране. Его маршруты необозримы. В пейзажах Золотого кольца, Урала, Сибири, Подмосковья, Прибалтики, Крыма, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Тувы, Волги, Камы, Енисея предстает во всем своем разнообразии и неповторимости многоликий, созидательный, цветущий мир большой Родины.

Архитектурные пейзажи художника – это проникнутые большой любовью художника к огромному цельному миру картины русской природы, которая вбирает в себя золотистые и синие купола величественных храмов, удивительную соразмерность древнерусской архитектурны и окружающего ландшафта.

Борисов писал "чистые" пейзажи, не менее активно – городские и индустриальные, в которых рассказывал о великих стройках. Индустриальные мотивы, промышленное строительство и поэзия созидания является лейтмотивом множества работ И.С. Борисова. Лучшие из них написаны по впечатлениям, полученным в Прикамье – Соликамске, Березниках, Губахе. В этих работах автор передает мощь современной техники, энергию трудовых усилий и упорство человека. В этих образах Кама представляется труженицей, а весь Пермский край видится пространством созидания и обновления. Пейзажи, возвышенные и монументальные, проникнуты чувством восторга перед красотой окружающего мира и ощущением целостности человеческого бытия.

Загрузка