Поиск
Художники

Фарфоровая скульптура Эльвиры Еропкиной

Еропкина Эльвира Игоревна (1944-2004) - член союза художников СССР, талантливый скульптор и художник по росписи фарфора. Произведения Эльвиры Еропкиной из собрания Пермской галереи исполнены в период высокого взлета ее творческого дарования, наряду с теми лучшими, которые ныне хранят Эрмитаж, Государственный исторический музей, Музей-усадьба «Кусково» и другие сокровищницы России. Её фарфоровая скульптура – пример пластики советского периода второй половины ХХ века - по праву стоят в одном ряду с произведениями выдающихся творцов русского фарфора.

 

Эльвира Игоревна Еропкина (1944-2004) – ведущий художник Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова – живой истории русского искусства. Поколение выпускников Мухинского училища (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) конца 1960-х – начала 1970-х годов, к которому принадлежала Э. Еропкина, значительно повлияло на изменения в декоративно-прикладном искусстве Ленинграда. Расширился набор изобразительных средств, произошел отход от традиционного декорирования функциональных предметов в сторону станковых произведений. Обогатилось понятие керамической композиции. Лиричность, юмор, гротеск, философичность – всё это ярко проявлялось на выставках в произведениях художников-керамистов. Из этой же среды студентов «Мухи» вышли и те, с кем связан процесс обновления творческого коллектива ЛФЗ.

В период с 1969 по 1977 г. на ЛФЗ появились И. Олевская, Т. Афанасьева, Н. Петрова, Г. Шуляк, А. Ларионов О. Матвеева – художники, которые вместе с Эльвирой Еропкиной сформировали своим творчеством образ ленинградского фарфора 1970-х–1980-х годов. Рядом с ней работали и классики фарфора: А. Воробьевский, И. Ризнич, А. Яцкевич, А. Лепорская, Н. Славина, В. Городецкий, П. Веселов и другие мастера, о которых искусствоведами написаны статьи и книги.

Большинство авторских образцов произведений Э.И. Еропкиной в фарфоре хранятся в Эрмитаже, в Государственном музее истории России,  в музее декоративно-прикладного искусства «Кусково». Она автор пластической формы и росписи фарфора. Её скульптуры можно найти в фондах и экспозициях музеев Павловска, Сергиева Посада, Владивостока, Красноярска, Новосибирска и других.   

В собрании Пермской государственной художественной галереи хранятся три великолепных произведения Еропкиной, три жанровых фарфоровых скульптуры: «Ритм» (1985), «Цветочница» (1986) и «Город в цветах» (не датирована автором). В собрании галереи скульптуры оказались в 1987-89 гг., благодаря инициативе ее сотрудников. Первой в коллекцию была привезена «Цветочница». Тогда же поступили работы других известных скульпторов и художников ЛФЗ - А.И. Борисова, Т.В. Афанасьевой, Г.Д. Шуляк.

Скульптура «Ритм» поступила в следующем, 1988 году, когда собрание галереи вновь пополнилось произведениями легендарных мастеров фарфора: Н.Д. Данько, Т.Н. Беспаловой-Михалевой, Л.И. Григорьевой, И.С. Олевской, Е.М. Маевой, А.В. Ларионова и других (всего 60 работ 12 художников старшего и молодого поколения ЛФЗ).

Все три скульптуры из Пермской галереи превосходны по своему пластическому совершенству и выразительному живописному решению. Они посвящены образам современниц автора – романтичным, возвышенным, ярким. Пронзительная лирика холодной северной столицы звучит в плавных, изысканных, почти «тающих» линиях женских фигур «Цветочница» и «Город в цветах». Они – будто аккорды симфонии, посвященной невской столице.

 

 

Иное пластическое и живописное решение у скульптуры «Ритм», на котором мы и сосредоточим все наше внимание. Здесь динамика «жаркого» музыкального вихря клавиатурно-графична и раскрыта в образе певицы, который невольно ассоциируется с Аллой Пугачевой – самой яркой в то время героиней советской эстрады.

На фигуре «Ритм», кроме подписи автора, исполненной краской, есть подпись, врезанная в сухую необожженную массу. Эта фигура впервые нами была опубликована в книге «Эльвира Еропкина. Фарфор – Керамика» (М. Тубли. Санкт-Петербург, 2009).

Нам удалось установить, что скульптура «Ритм» была исполнена художником в единственном экземпляре, композиция уникальна, её повтора нет ни в Эрмитаже, где творчество Еропкиной представлено наиболее полно, ни в других музейных и частных коллекциях, зарубежных и отечественных. Через год после «Ритма» Еропкина вновь обращается к образу «Женщины, которая поёт», – в фигуре из композиции «Мир и молодёжь». Но там «слышна» совсем другая музыка (рок-певицы), переданная языком иной пластики – угловатой, ломанной, агрессивной.

Произведения Эльвиры Еропкиной из собрания Пермской галереи исполнены в период высокого взлета ее творческого дарования, наряду с теми лучшими, которые ныне хранят Эрмитаж, Государственный исторический музей, Музей-усадьба «Кусково» и другие сокровищницы России: «Ветер» (1985), «Интересная сказка» (1986), «В парикмахерской», «Болтунья» (1987), «Т. Карсавина в роли Жар-птицы», (1988), «Петрушка», «Арап», «Анна Ахматова» (1989) и другие.

Её фарфоровая скульптура – пример пластики советского периода второй половины ХХ века, первых лет «перестройки». Фарфоровые произведения Э.И. Еропкиной по праву стоят в одном ряду с произведениями выдающихся творцов русского фарфора.

 

Загрузка