Поиск
Художники

Виктор Кузин: красота и сила души

Известно, что искусство создается самостоятельными, яркими, неповторимыми лично-стями. Виктор Федорович Кузин – из их плеяды. Он признанный мастер пермской школы акварели, живописец, рисовальщик, художник-монументалист, Заслуженный художник России. Его отличает скромность, честность, правдивость в жизни и искусстве. Виктор Федорович наделен заразительным талантом, чуткой восприимчивой душой, острым умом, осознанием своей нравственной миссии художника – все это творящие силы его искусства.

 

 

Кузин беззаветно любит свою землю, свой народ и своё дело. Искусство для него тот воздух, которым он дышит полной грудью, и та духовная основа, которая помогает художнику делиться своими чаяниями с народом и страной. В художнике с большой силой проявились черты русского национального характера: цельность, простота, чистосердечность, смелость и независимость в своих суждениях, прямота и удивительная непосредственность. Незаурядность натуры Кузина проявились и во внешнем облике. Под его хрупкой внешностью скрывается сильный (одержимый), мужественный характер, а рубленое лицо освещено взглядом испытующих, пронзительных и, одновременно, добрых и доверчивых глаз. Личность Кузина выражается и в его неброской манере держаться, во взаимоотношениях с людьми, в его речи, отмечающей все оттенки мысли, в строе его эмоций, во всем складе его духовной жизни, в мягкости и силе восприятия действительности.

Виктор Федорович принадлежит к поколению, годы юности которого были определены войной, для Кузина – 3-м Белорусским и 1-м Прибалтийским фронтом. В 1945 году, в бою под Кенигсбергом он получил тяжелое ранение в голову. Виктор Кузин выжил, но долго находился между жизнью и смертью, в госпиталях среди людей, искромсанных войной. Среди смерти, обгорелой земли, искореженного железа Кузин сохранил в душе высокое человеческое качество – способность видеть красоту. Очевидно, война определила его нравственные принципы и постулаты. Он живет с осознанием неразрывности собственной судьбы и судьбы страны…

После войны, в 1952 году, В.Кузин окончил  Ивановское художественное училище и был направлен художником-преподавателем в Пермь, которая стала его второй родиной.

В тот период художник был увлечен живописным портретом, много писал близких ему людей. А в 1953 году он организовал одну из крупнейших студий в городе, во Дворце культуры им. Я.М.Свердлова, и воспитал сотни талантливых учеников, многие из которых стали профессиональными художниками.

Выезжая со своими учениками на летние этюды в живописные места Пермской области, художник незаметно для себя увлекся пейзажем. Тогда творческие устремления В. Кузина были разнообразны. Кроме живописных портретов и пейзажей он писал натюрморты, много рисовал, участвовал в областных отчетных выставках. Художник внимал всему, учился, пополнял знания, наблюдал. В 1957-1959 гг. Кузин сотрудничает с Пермским книжным издательством, где работает над оформлением книг и плакатов. Он был пытлив, упорен, любознателен. Но потребовались годы побед и поражений, чтобы найти свою дорогу и утвердить свое видение и понимание искусства.

Начало творческого пути у художника совпало с переломным периодом в советской культуре. В середине 1950-х начался поиск новых форм и нового реализма в искусстве. Конечно, Кузин не думал о методе, которым работал. Он искал гармонию целого, он все подчинял духу картины. Художнику важно было передать ощущение, которое возбуждает природа, строящиеся дома, заводы, работа на зернотоке… Для него реализм – это свобода воображения, умение на холсте или бумаге продлить свои переживания. Для художника важно выразить правду жизни любыми приемами. Но реализм – это не только приемы, это и широта сердца художника, щедрость его натуры.

Метод работы Кузина прочно связан с его способом мышления, интенсивностью чувств, с темпераментом. Художник работает, полагаясь на свои глаза, интуицию. Цвет и композиция у Кузина выражают эмоциональное начало, цветом же строится все пространство, им же уравновешиваются все пластические элементы композиции.

Кузин – сложная творческая личность. В нем живет природный дар лирика, потребность творить красоту с устремленностью к правдоискательству, исполнению гражданской и патриотической миссии. Кроме того, Кузину свойственен романтизм и идеальная устремленность –  как черты поколения. Все это способствовало формированию большого художника, познающего жизнь, проникающего в ее сокровенные тайны, постигающего сложный мир человека.

С 1963 года, после поездки на творческую дачу в Переславль-Залесский, продолжая заниматься масляной живописью, Кузин приступил к освоению акварели. Акварель возникла в его творчестве совершенно естественно. С течением времени живопись маслом уступила место акварельному пейзажу. И в этом жанровом многообразии (городском, индустриальном, сельском) художник нашел свой путь, свое истинное призвание.

По стране колесили многочисленные отряды художников, которые средствами искусства отражали важные вехи Советской страны: стройки, заводы, города, человека труда… Кузин оказался в самой гуще событий тех лет. Художнику была по душе его личная причастность к большому делу своей страны, своего народа. Поездки  по стране в составе творческих групп станут регулярными на протяжении многих лет, до конца 1980-х годов. Маршруты художника пролегали через Урал, Крым, Кавказ, Алтай, Поволжье, Русский Север … Большое место в этих маршрутах занимала Пермь и пермские города: Чердынь, Соликамск, Кунгур…

В результате поездок сформировались многочисленные циклы, состоящие из десятков и сотен листов, к которым художник позднее будет не раз возвращаться: «Крым» (1965), «Золотое кольцо» (1960-е), «По Белому морю» (1969), «По земле Вологодской» (1972), «Москва» (1970-е), «Хлеб Алтая» (1977), «Сердце КАМаЗа» (1970-е), «По Осетии» (1980-е), «Пермь» (1950-е – 2011), «Пермская область: городской и промышленный пейзаж» (1960-е – 1970-е),  «Пермская область: пейзаж» (1960-е – 2011), «Прибалтика» (2009).

Значение таких поездок трудно переоценить. Постоянное непосредственное общение с жизнью необходимо  для любого художника, а в особенности для мастера акварели, сама техника которой дает возможность с репортерской точностью и мобильностью передать на листе свежее дыхание натуры. Огромное количество привезенных этюдов стало основой композиционных листов, созданных в мастерской.

Для творчества Кузина характерна цикличность, но эти повторения – не самоцель. Они возникают в результате развития темы, хотя между отдельными работами цикла есть композиционная разница, и дыхание каждой работы различное. Очевидно, это дает возможность автору прочувствовать тему до конца, и цикл дает возможность не только завершить тему, но и найти в последующей работе то, что не удалось, возможно, осуществить в предыдущей. В то же время каждая работа цикла может жить самостоятельно, независимо от других. Акварельные листы написаны художником как непосредственно с натуры, так и в мастерской, по воображению, опираясь на натурные эскизы и свои наблюдения и чувства, и цвет для него – средство душевного выражения. 

Из ранних работ, созданных в акварельной технике, особенно значителен цикл произведений, выполненных во время поездки по Крыму, осенью 1965 года. «Лестница. Гурзуф», «Тополя. Бахчисарай», «В Ялтинском порту», «Бахчисарай», «Осенние тополя» и другие листы запоминаются своим непосредственным композиционным строем, нежным, выразительным колоритом, излучающим свет. Они очаровывают мягкостью форм, лиричностью, тихой, романтической взволнованностью, едва уловимыми оттенками настроения, душевностью.

Создавая акварели Северного цикла: «Древние камни. Соловки», «Лодки. По Белому морю», «Сети», «Северная деревня», «Кириллов. По земле Вологодской», «Купола», – художник подходит к работе творчески вдохновенно, осмысленно и сердечно. Каждая акварель дышит любовью к жизни. В них проникновенно-камерно звучит поэзия русской природы, труда, красоты. Изысканная цветовая  гамма особенно прозрачна, словно напоенная светом северного дня. Художнику удалось добиться органического сплава красок, он пишет и мыслит как подлинный колорист.

Границы нового этапа творчества Кузина намечаются в 1970-е годы, когда художник начинает активно работать в так называемом «тематическом» жанре, раскрывающем серьезные гражданские темы. Обращение к индустриальному пейзажу привело, в свою очередь, к обновлению авторского композиционно-пластического языка произведений.

В начале 1970-х годов художник получает новый опыт работы в монументальном искусстве, а также в изучении линогравюры, её лаконичного языка. Кузин создаёт росписи и мозаики для дворцов культуры, детских учреждений, больниц в Перми, Соликамске, Верещагино, Оханске, работает в технике линогравюры («Во имя жизни»,1973; «Степан», 1974; «Безумство храбрых – вот мудрость жизни»,1974). Художник ускоренно проходил этапы личной творческой эволюции, словно на ходу осваивая то, что может пригодиться в акварели и живописи.

Монументальностью и динамичностью звучания отличаются индустриальные пейзажи цикла «Сердце КАМаЗа», красотой и поэзией трудовых будней наполнены жанровые композиции цикла «Хлеб Алтая». В передаче пространства художник использует и цветовые и линейно-графические приемы, передающие живое, горячее  чувство художника. За всеми сюжетами, словно вырастающими из глубин жизни, видится уважение к труду человека, любовь к людям, взволнованный подход художника к решению творческих задач, его человеческая личность, которая всегда отражается в его творчестве. Пафос советской действительности дал ему обостренное видение, активное внимание к жизни, новые темпы и ритмы работы.

В 1980-е годы Кузин вновь возвращается к технике масляной живописи. Художник пишет лирические пейзажи уральской природы, которые отличает верность натуре, следование реалистической традиции. У художника есть любимые уголки природы. Среди них деревня Заречная, где художник живет уже многие годы.

Жанр портрета по-прежнему привлекает художника. Он обращается к нему неоднократно – в рисунке, акварели, масле. Кузин создает портреты дорогих и близких ему людей: «Студентка» (1965), «Галя» (1986), «Искусствовед Ольга Власова» (1988). Каждая  новая работа над портретом - это попытка глубокого познания неповторимой человеческой личности, новое завоевание, новое открытие.

В 1980-е годы в живописи у В. Ф. Кузина появляется еще одна тема – военная. Война, как живая рана его души, никогда не отпускала, болела. Но только спустя годы художник решается подойти к осмыслению войны, как чудовищной катастрофе для всего человечества. В картинах «Последняя война» (1981), «Реквием» (1986), «Война» (1986), «Высота безымянная» (1987) Кузин уже не художник-лирик, он патетически страстно, не боясь обвинения в публицистике, говорит о трагизме  войны и ее жертвах, о бесчеловечности фашизма и тирании. Он прибегает к широким философским обобщениям, к иносказанию, к созданию образов-символов. Художник-фронтовик вкладывает в свои работы величие души и страсть патриота. К Виктору Кузину вполне применимо правило, которое сформулировал Толстой: истинный художественный талант любит то, что достойно любви, и ненавидит то, что достойно ненависти.

Кузин любит писать прикамскую природу, её города и деревни: «На берегу Колвы» (1965), «Чердынь» (1965), «Соликамская старина» (1965), «Кунгур» (1965), «Березняки» (1965), «Лодки на Сылве» (1968), «ТЭЦ. Набережные Челны» (1972), «Яхты на Камском море» (1976), «Солнце встает» (2008) и многие другие. Прикамье – сквозная тема творчества художника. Она объединена в самый многочисленный цикл произведений, в котором значительное место занимает Пермь – с её старыми улочками и устремленными ввысь новостройками, скверами, архитектурными памятниками, деревянными, покосившимися от времени домиками…

В своих работах художник взволнованно и проникновенно отразил изменяющуюся реальность. Созданные Кузиным многочисленные циклы представляются фрагментами какого-то гигантского, протянувшегося через десятилетия жизни, красочного панно, в котором талантливо и правдиво запечатлена целая эпоха в жизни страны. Его произведения рождают доверие к личности художника, к его уверенно-легкому мастерству. Только умозрительно понимаешь, что это плод знаний, труда, опыта, художественных переживаний, творческих поисков, интеллекта и поэтической души авторa, слитых воедино. Все вместе и по отдельности работы Кузина создают ощущение счастья! И еще – щемящее, пронзительное чувство ностальгии по душе родной земли.

Сегодня художник продолжает плодотворно трудиться, он полон творческих сил и возможностей. Каждая новая работа художника, созданная его руками и прошедшая через его сердце,  – это новый шаг вперед на пути бесконечного постижения мастерства и познания мира, своеобразная отдача зрителю всего лучшего, что переполняет его душу. 

 

Загрузка