Поиск
Теория цвета

Цвет в искусстве: красный

Красный свет, красный конь, красная дорожка… Сегодня все о нем, о красном цвете. Один из самых сложных, самых древних и самых многообразных, эмоциональных и сложных. С него начинается хроматическая шкала – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый, – он стоит первым в этом ряду. И практически ни один живописец не может его избежать.

 

Он один из самых ранних, появившихся в палитре древних художников, и самых современных, присутствующих в промышленном дизайне. Символ крови и власти, храбрости и страсти. Без него не обходилось искусство средневековья и авангарда, а сегодня не обходится мода и косметика.

Красный пигмент на основе охры был одним из первых, которым пользовались первобытные художники. Он воспринимался как аллюзия на кровь и победу, не случайно именно красноватыми оттенками создавали ритуальные рисунки.  Со временем красный усложняется, для его производства начинают использовать  киноварь, ртутный минерал, а еще позже – кошениль, алый пигмент, получаемый из насекомых. 

В эпоху средневековья, в иконописи и настенных росписях, цвет становится каноническим. Изображение каждого святого должно было выполняться в определенной цветовой гамме. И показательно, что оттенками красного пишут хитон (нижнюю одежду) Христа и мафорий (верхний плащ) Богоматери. 

 

Цвет, в который одеты самые главные персонажи Священной истории, символизирует собой сочетание небесного и земного, божественной чистоты и царской власти(фото 1, 2) – их одеяния получают оттенок пурпура, сочетания красного с синим. Пурпурный цвет столетиями ассоциировался с королевской властью и богатством. 

Королева Англии Елизавета I даже запретила всем, кроме близких членов королевской семьи носить пурпур. Элитарность этого цвета связана с тем, что раньше это был редкий и потому дорогой краситель.Ткани пурпурного цвета были возмутительно дорогими, так что лишь правители могли позволить их себе. И именно в такой, царский, цвет символически окрашивают одежды Христа и Богоматери иконописцы.

А вот в «Рождестве Иоанна Предтечи» (фото 3) цвет покрывала св. Елизаветы, плащ Захарии и одежды служанки получают яркий, радостный алый оттенок, создающий впечатление праздника.  Здесь он ясный, нарядный – именно таким предстает этот цвет и в народном искусстве: цвет полотенец и крестьянской рубахи, шкафов и сундуков из деревень Пермского края, на игрушках Полхов-Майдана и жостовских подносах (фото 4).

 

В то же время остаются оттенки красного, которые воспринимаются как аристократические. На портрете австрийской императрицы Марии-Терезии работы Мартина ван Мейтенса сложный красный цвет королевской мантии с розовыми переливами оттеняет вышитый шелком и золотом узор парадного платья (фото 5) . А всполохи на красно-кирпичном  плаще Александра Сергеевича Строганова становятся фоном для звезды ордена св. Андрея Первозванного (фото 6) .

Да, в классическом искусстве оттенков красного не счесть. Не случайно И.-В. Гете в своей книге «Учение о цвете», к которой мы будем всякий раз возвращаться, говорит, что чисто красный является  гармоничным соединением полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение». Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый — юность. В то же время красно-синий  цвет вызывает ощущение беспокойства, это цвет живой, но безрадостный.

А в сине-красном впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.

 

В эпоху авангарда красный становится одним из главных цветов в палитре русских художников, ассоциируясь и с народными традициями, и с «красным петухом», полыхавшим по деревням. Праздник сочетания розовых и красных в картине А. Архипова «Баба» (фото 7) разбивается об оттенок пожара в «Девке» Ф. Малявина (фото 8). А освещенные солнцем крыши «Церкви в Солнцедаре» А. Лентулова (фото 9) перекликаются со сложным, темным, почти коричневым цветом фона к красному подносу П. Кончаловского («Натюрморт»), напоминающим о ярмарочных вывесках. И если в этот период «Красный конь» К. Петрова-Водкина воспринимался, как предчувствие нового, как символ грядущего, то в советский период красный становится обязательным и устойчивым государственным знаком. Однако и здесь все зависит от оттенка, отношения, сочетания цветов. Сочетание красного и серого в «Деревне Кимже» В. Попкова (фото 10), как и во всей его серии, посвященной вдовам войны, создает ощущение трагедии и безнадежности, одиночества и сна после жизни.

 

Воздействие красного цвета определяется его характеристиками. Даже минимальные его дозы могут вызывать агрессию. Яркий открытый красный повышает артериальное давление и температуру, но, в то же время, повышает активность и, на первых порах, работоспособность. В то же время, на фоне красного появляется и утомляемость от цвета, человек просто перестает различать другие цвета.

Как уверяют психологи, это цвет жизни, победы, триумфа и любви. В восточных культурах он считается мужским цветом, символом энергии Ян. Часто его считают оберегом, цветом, предохраняющим от сглаза и порчи (наверняка вы видели красные нитки, повязанные матерями на запястьях детей). В то же время, красный ассоциируется с опасностью (красный свет светофора, красные баллоны газа и т.п). Он активизирует внимание, но вызывает беспокойство. Поэтому дизайнеры считают, что использовать его в интерьере надо с большой осторожностью, в сочетании с другими цветами и оттенками. Долгое пребывание в помещении, где преобладает красный цвет, оказывает возбуждающее и раздражающее действие. Активные дети в красной комнате могут стать гиперактивными, а нервные люди будут постоянно раздражаться, беспокоиться и не находить себе места.

Чрезмерное количество кричащего красного цвета в интерьере может утомлять и снижать работоспособность. Красные стены делают помещение визуально меньше и ниже. Чистый красный и множество его оттенков, особенно красно-оранжевый, создают эффект давления и приближения стен. Красный не может не привлекать внимание. Именно поэтому он присутствует во всех модных коллекциях, это модный хит, независимо от эпохи.  

 

Красное платье делает женщину эффектной, оно недвусмысленно говорит: «Посмотри на меня». Женщина, которая наденет красное платье, должна понимать, что такой наряд наделит ее решительностью, чувственностью и независимостью. Чтобы носить красное, необходимо ощущать себя уверенным человеком, способным правильно и нетривиально преподнести себя окружающим.

А если вдруг вы верите в астрологию, то знайте, что красный – цвет Марса, планеты войны и силы. Этот цвет дает человеку желание достигать своих целей и развивает волю. Считается, что красного надо избегать тем, кто часто получает травмы, кто гневлив и любит решать любые вопросы силой. 
            В общем, существующий в искусстве всех эпох и народов красный цвет – это король и шут одновременно. Яркий, нарядный, шокирующий и раздражающий, это цвет для больших художников и народных мастеров. И его отсутствие, и его присутствие не может остаться незамеченным.

 

 

 

 

Загрузка