Поиск
Художники

Скульптура Петра Клодта

Русский скульптор Петр Клодт (1805—1867). Проследим его жизненный путь от юнкера, увлекавшегося вырезанием деревянных фигурок лошадей, до мастера, создавшего скульптуры коней для Нарвских триумфальных ворот и скульптурную группу "Укрощение коня человеком" для Аничкова моста в Санкт-Петербурге. А также познакомимся с экспонатами его авторства в коллекции Пермской художественной галереи.

 

5 июня исполняется 215 лет со дня рождения Петра Карловича Клодта (1805-1867) русского скульптора, без которого  невозможно себе представить облик Санкт-Петербурга. 

Жизнь Петра Клодта, академика и заслуженного профессора Императорской Академии художеств,  действительного статского советника, складывалась из разных противоречий. Он принадлежал к древнему баронскому роду Клодт фон Юргенсбург, славу которому составили потомственные военные, среди которых были настоящие таланты воинской науки. Особо отмечен отец скульптора Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург, участвовавший в русско-турецких войнах и Отечественной войне 1812 года. Карьера военного была предопределена для маленького Петра с рождения. 

Однако, обучаясь воинскому мастерству, Петр с подлинной страстью занимался рисованием, используя для творчества каждую свободную минуту. Его внимание привлекали  лошади, их пластика и стать – именно эта тема стала основной в его рисунках и первых, вырезанных из дерева или вылепленных из глины, скульптурах. Воинские науки совсем не прельстили юного художника. Некоторым исключением стала работа с металлом в войсковых мастерских, где отливали пули. Постепенно Петр Карлович совсем отдалился от военной линии, став первым представителем творческой ветви Клодтов. Старший сын Петра Карловича, Михаил Петрович, и племянник, Михаил Константинович, стали художниками; Евгений Александрович Клодт, внучатый племянник скульптора, – художник и архитектор, в начале творческого пути работал у К. Фаберже. Живописные и графические работы М.П. Клодта есть в собрании Пермской художественной галереи, а его полотно "Терем царевен" ("Величание царевны") представлено в экспозиции.

 

Впрочем, необходимое военное образование Петр Клодт все же получил – сначала в Омском казачьем училище, а затем в Артиллерийском училище Санкт-Петербурга. После окончания училища Петр некоторое время служит в чине подпоручика, а в 23 года, сославшись на слабое здоровье, уходит в отставку. И с тех практически все свое время посвящает лишь искусству.

Будучи еще юнкером в училище, Клодт вырезал для сына писателя Н.И. Греча деревянную лошадку.  В доме Греча проходили «четверги», которые посещали известные русские художники, артисты и литераторы, бывал А.С. Пушкин. На одном из таких литературных собраний участники случайно обратили внимание на детскую лошадку и пришли в такое восхищение, что разыграли ее между собой, а на вырученные деньги купили Петру Клодту набор инструментов для резьбы. Впоследствии с помощью именно этих инструментов Клодт, будучи еще на военной службе, в минуты досуга вырезал еще две фигурки лошадей, которые преподнес в дар великим князьям Михаилу Николаевичу и Николаю Николаевичу.

Слава Клодта постепенно крепнет и доходит до самого императора Николая I. Когда приходит время работать над Нарвскими воротами, император вспомнил о нем. Клодт, до этого ни разу не создававший столь монументальных скульптур, блестяще справился с изображением лошадей и с этих пор неизменно пользовался покровительством императора.

Большая часть жизни Петра Клодта пришлась на время правления Николая I, и символично то, что посмертный памятник императору создал именно Клодт.
Но, пожалуй, самым прославленным детищем Клодта стала скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту через реку Фонтанку. Мост был назван в честь инженера-подполковника М. О. Аничкова, который руководил постройкой слободы и первого моста.

Изначально, в соответствии с проектом Карла Росси, скульптуры коней с юношами должны были украшать набережную у Академии художеств. Но здесь Клодт показал свое умение выстраивать образ скульптуры в гармонии с окружением и отстаивать свое мнение.

Во время Великой Отечественной войны скульптуры всадников и коней были сняты с постаментов, аккуратно завернуты в ткань и закопаны во дворе дворца Пионеров.
В коллекции Пермской художественной галереи есть 4 скульптуры работы Петра Карловича, одна из которых – "Конь с водничим" – украшает зал экспозиции Русского искусства. Это эскизная скульптура первой группы Аничкова моста, напоминающая нам о том, что именно с небольших скульптур когда-то начинался путь – тогда еще юнкера Петра Клодта – к монументальной скульптуре. Даже в небольшой по размеру работе мы можем заметить тщательную проработку деталей, передачу фактуры: получше приглядевшись, можно увидеть шелковистую фактуру конской гривы, грубо выделанную кожу, блестящую сбрую. В отличие от постамента для группы моста, здесь используется рельефный треугольный плинт, имитирующий фактуру земли, можно заметить даже короткий пенек.  

Скульптура запечатлела самый торжественный момент, когда юноша, укротивший стихию, идет бок о бок рядом с красавцем-конем. На спине гордого коня лежит звериная шкура, напоминающая о его дикой природе. Сам же конь встает на дыбы, показывая себя во всей красе и силе. И как хрупок и в то же время силен юноша, ведущий коня под узцы, с каким восхищением он смотрит на умное животное. Точная дата создания этого произведения неизвестна – автор не оставил никаких пометок. Но мы знаем, что эта скульптура, как и многие другие, поступила в 1931 году из Русского музея через единый Музейный фонд, который распределял произведения искусства по всем музеям нашей страны. В фонд попадали работы из действующих столичных музеев, в том числе и из расформированных.

Другая скульптура, поступившая в 1938 году из Пермского Горсовета – "Юноша с конем"– более условна в проработке деталей, поза лошади статична, а лицо ее хозяина менее выразительно. Его кудрявые волосы и одеяние напоминают нам о древнегреческих канонах. В углу постамента, позади фигуры юноши, мы можем увидеть врезанную надпись: "Бар.Клодтъ". На обратной стороне постамента изображение медали и надписи: КАС. З. 1908 и С. ХАЛКИНЪ: скульптура была отлита в 1908 году в городе Касли (ныне Челябинская область).

Третья из работ, «Русский витязь», была показана в 2019 году на выставке «Пушкин. Линия жизни», посвященной 220-летию со дня рождения поэта. Великий скульптор снискал себе славу не только как автор монументальных произведений, но и малой пластики, которую любил весь Петербург. Работа выполнена из бронзы и изображает воина, одетого в шлем и кольчугу. Сбруя коня богато украшена, но наш взгляд останавливается не только на ней: всматриваясь в скульптуру, мы замечаем, что уши коня прижаты, он останавливается по воле всадника, вынимающего из ножен меч, чтобы нанести удар неприятелю. Настороженность коня и витязя делают их единым целым.

Четвертая из имеющихся в собрании галереи работ мастера, выполнена из гипса.
Мы можем почувствовать напряжение тела животного, его сильную спину и тонко очерченные ноги, его стремительность. Белизна гипса еще больше усиливает это впечатление. Белые вены сияют, мускулы напряжены и готовы к следующему шагу. Сбоку, под левой задней ногой, можно обнаружить врезанную надпись: "Работалъ Баронъ Клодтъ 18". Сама же скульптура поступила в 1922 году в только что открывшую галерею из Пермского научно-промышленного музея, который также пополнял свою коллекцию через Единый музейный фонд.

В жизни барона Клодта было множество самых разных моментов – и нищеты, и богатства. Неоценим его вклад в становление русской монументальной анималистики как самостоятельного жанра. Каждый свой день жизни он проводил в беспрестанном труде, покоряя природу металла и глины, подмечая каждую деталь своей модели и вдохновляя уже своих потомков на новые свершения.

Именно таким мы его видим в офорте сына художника, Михаила Петровича Клодта, – "Скульптор П.К. Клодт". На гравюре мы не видим лица мастера: он сидит у станка, погруженный в работу. Рядом можно увидеть миниатюрную скульптуру памятника И.А. Крылову, для работы над которой Клодту со всех уголков России присылали животных, чтобы скульптор мог выполнить слепок с натуры. Говорят, что и умер Петр Карлович, вырезая из бумаги фигуры горделивых лошадей для своей внучки…

Загрузка