Поиск
Художники

"Девушка с муфтой" Пьетро Ротари

В экспозиции русского искусства  XVIII века Пермской художественной галереи привлекает внимание небольшой портрет «Девушка с муфтой». Итальянский художник «галантного века» Антонио Пьетро Ротари, жизнь и судьба которого была связана с Россией, запечатлел в нем очарование и беззаботность мимолетной юности. 

 

Миловидная девушка в легкой сорочке с глубоким вырезом, в изящной синей шапочке, отороченной соболиным мехом, из-под которой ниспадают шелковистые локоны, лукаво смотрит на зрителя поверх поднесенной к нежному личику муфты. Этот портрет относится к обширной серии так называемых "головок", портретов-типов, составляющих значительную часть творческого наследия художника. Среди них преобладают женские образы, например, «Девушка с полумаской в руке», «Девушка в тюрбане», «Девушка, сидящая у стола», «Девушка с книгой», «Девушка за рукоделием», «Девушка с веером». Сотни таких «женских головок» художник привез с собой из Италии, множество было написано им в России.

На первый взгляд однотипные, но, тем не менее, живые и колоритные, они обладают оригинальными чертами и деталями. Часто такими деталями становились элементы костюма. На нашем потрете это чрезвычайно модная в XVIII веке муфта – функциональный и декоративный элемент женской, мужской и детской теплой верхней одежды. Впервые муфта появилась в Италии в XV веке и была актуальна вплоть до середины XX столетия. К этому оригинальному аксессуару для согревания рук нередко обращаются и современные модельеры. Слово «муфта» происходит от нидерландского mouwtje; от mouw, «рукав». В России муфта прочно вошла как в женскую, так и в мужскую моду во времена Петра I (впервые муфты были привезены им из Голландии), хотя некоторое ее подобие в виде длинных, подбитых мехом рукавов, бытовало намного раньше.

Пьетро Ротари, мастер камерного портрета, часто изображал девушек и юношей в разнообразных одеждах с национальным колоритом – в польских, венгерских, турецких, русских и других – в том числе из собственной коллекции костюмов и аксессуаров.

По своему образному и стилистическому решению портреты кисти Ротари относятся к стилю рококо (франц. rococo – скальный), зародившемуся во Франции, и распространившемуся в Европе и в России XVIII века, главным образом, в проектировании интерьеров, в живописи и фарфоре. Один из главных элементов декора – рокайль – стилизованные раковины, камешки, свитки. Камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм рококо пришла на смену репрезентативности барокко (итал. barocco – причудливый, странный). Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона: розовые, нежно-голубые, сиреневые. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры. Это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Идеал женщины – хрупкая стройная жеманница. Основа стиля – вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество. И один из таких портретов в стиле рококо – «Девушка с муфтой».

 

Пьетро Антонио Ротари (1707-1762) родился в Вероне (Венецианская республика, ныне регион Венето). Сегодня этот город привлекает множество туристов. Именно здесь происходит действие пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта», а одна из достопримечательностей – «Дом Джульетты». Город привлекает и поклонников оперного искусства, которые съезжаются сюда со всего мира на спектакли с участием лучших исполнителей в античном амфитеатре Арена ди Верона.

  Пьетро Ротари принадлежал к знатному веронскому роду, за заслуги в живописи он был удостоен графского титула. Профессиональные навыки живописца и гравёра он получил в мастерских фламандского художника Роберта ван Ауденарде (1663-1748), итальянских художников Антонио Балестра (1666-1740), Франческо Тревизани (1656-1746), Д.Б. Пьяццетта (1683-1754). Самый знаменитый из его учителей – крупнейший представитель неаполитанской школы живописи эпохи позднего барокко Франческо Солимена (1657-1747). После обучения художник работал в Вероне, Падуе, Риме, выполняя заказы для церквей, писал картины на исторические, мифологические и христианские сюжеты, жанровые сцены, портреты. В 1750 г. жил и работал в Вене при дворе императрицы Марии-Терезии, в Мюнхене, в Дрездене, где служил при дворе Августа III Саксонского.

   В 1756 году 49-летний Ротари приехал в Россию по приглашению Елизаветы I. Он работал при российском Дворе, создав десятки портретов представителей императорской семьи: самой Елизаветы Петровны, Великой княгини Марии Федоровны, Великой княгини Екатерины Алексеевны, цесаревича Павла Петровича (в раннем детстве).

Ротари очень скоро стал модным художником, которому позировали выдающиеся современники, в том числе великий полководец А.В. Суворов-Рымникский, знаменитый архитектор Ф.Б. Растрелли, представители русских аристократических фамилий – Голицыны, Воронцовы, Строгановы, Шереметевы, Салтыковы.

Историк искусства Александр Бенуа (1870-1960) так написал о художнике: «Ротари нельзя отказать в совершенно обособленном месте в истории XVIII века – в месте, заслуженном многими положительными качествами. Начиная с того, что этот ремесленник – действительно превосходный мастер своего дела, пользующийся усвоенными приемами с одинаковой тщательностью и прилежанием. Его рисунок, по справедливости, может быть назван образцовым, его манера писать необычайно опрятна, а краски подобраны с тактом. Но, кроме того, Ротари обладает такими специфическими чертами, которые и объясняют его чрезвычайный успех в глазах аристократического общества – он полон природного изящества и какой-то юношеской грации, сообщающей его произведениям своеобразную, нежно чувственную прелесть».

В 1760 году императрица Елизавета Петровна приобрела у Ротари 50 портретов, а после его смерти Екатерина II выкупила у вдовы художника все полотна, что оставались в его мастерской: императрица решила украсить работами живописца один из интерьеров Большого Петергофского дворца.

Облик этого замечательного памятника архитектуры формировался на протяжении полутора веков (1715-1846). Строительство начиналось в эпоху первого русского императора Петра I. Величественный и изысканный, Большой Петергофский дворец связывает в единое целое Верхний сад и Нижний парк, объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов. В 1740-1750-е годы реконструкцией дворца и созданием роскошных интерьеров занимался любимый архитектор Елизаветы Петровны Ф.Б. Растрелли, с именем которого связан взлет архитектуры «елизаветинского барокко». В 1764 году, уже после смерти Ротари, по проекту архитектора Ж.Б.М. Валлен-Деламота было выполнено художественное оформление работами Пьетро Ротари Картинного зала или «Кабинета мод и граций» (по другой версии «страстей»). Портреты заполнили все пространство стен интерьера. Подобная шпалерная развеска характерна для интерьеров барокко, где каждая картина является частью цельного декоративного убранства. В зале представлено самое крупное собрание работ художника – 368 полотен, большинство из которых были написаны в России.

Портретами Ротари украшены интерьеры и других загородных резиденций – Гатчинского дворца («Комната Ротари»), Усадьбы «Архангельское» («Салон Ротари»). Для Штукатурного покоя Китайского дворца в Ораниенбауме Пьетро Ротари и Стефано Торелли (1712-1784) создали два настенных панно «Венера и Адонис» и «Селена и Эндимион», а также два десюдепорта (декоративное панно, расположенное над дверью). Штукатурный покой, или Сиреневая гостиная, Китайского дворца предназначался для отдыха и светских бесед, о чем свидетельствуют галантные сцены с участием мифологических и литературных героев, украшающих стены и потолок зала.

Сразу после своего приезда в Россию Ротари начал заниматься педагогической деятельностью. В 1756-1759 годах у него была частная школа живописи, в которой в течение двух лет «на своем коште» обучались художники; мастер давал уроки живописи в «Академии трех знатнейших художеств», которая была создана в С.-Петербурге в 1757 году. Учениками Пьетро Ротари были такие крупнейшие русские живописцы XVIII века, как А.П. Антропов, И.П. Аргунов, А.П. Лосенко, Ф.С. Рокотов.

 

Загрузка