Поиск
К 120-летию Николая Серебренникова

К 120-летию Николая Серебренникова: Первая легендарная...

1923 год – первый год деятельности Пермской галереи – стал в ее истории датой не менее знаменательной, чем дата открытия. Получив 7 ноября 1922 года статус самостоятельного и полноценного отдела с достаточной и разнообразной коллекцией и отдельным помещением (бывшие архиерейские покои), художественная галерея Пермского музея летом 1923 года начинает политику системного собирания памятников древнерусского искусства.

Представленные в музее единичными экземплярами пермская деревянная скульптура, иконопись, золотое шитье, литургические церковные предметы не давали возможности представить богатейший пласт многовековой древнерусской духовной и художественной культуры.

В условиях национализации земель и зданий монастырей и храмов, отделения церкви от государства, усиления антирелигиозной пропаганды надо было торопиться собирать (спасать) предметы церковного искусства, чтобы сохранить, изучить и ввести в современный научный обиход.

Скорее всего, планы музея были согласованы с музейным отделом Наркомпроса. Известно, что в 1922 году Пермский музей был включен в список научных учреждений, библиотек и музеев, находящихся на государственном бюджете, а в августе 1923 года была профинансирована научная обработка коллекций и охрана. Думается, что там же пермякам рекомендовали совместить оплачиваемую центром экспедицию для сбора экспонатов для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки с решением собственных задач – сбором деревянной скульптуры, икон и других предметов древнерусского искусства. Названная выставка, на открытии которой в Москве 19 августа 1923 годавыступал А.В. Луначарский, а позднее посетил В.И. Ленин – выставка не рядовая, а событийная и даже символическая. Она стала первым большим советским проектом – предтечей Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). К ее организации были привлечены крупнейшие архитекторы, скульпторы, художники: А.В. Щусев, К.С. Мельников, И.И. Нивинский, А. А. Экстер, С.Т. Коненков, В.И. Мухина, И.Д. Шадр и другие. Эссе о выставке писал М.А. Булгаков.

Участие в выставке было государственным заданием и престижным событием для музея. Это была первая весьма масштабная выставка, в которой участвовал молодой Пермский музей.

В Пермской губернии организационными вопросами занимался Губвыставком и Пермское губернское земельное Управление Исполкома совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В Перми мандаты, разрешающие сбор экспонатов для московской выставки, были выданы нескольким специалистам, в том числе директору музея, землемеру по образованию, этнографу и опытному экспедиционнику А.К. Сыропятову (1882-1954), который во время рабочих поездок еще в дореволюционное время заинтересовался деревянной скульптурой. Вторым участником исторической экспедиции стал только что принятый на работу в галерею молодой музейщик из Ильинского Н.Н. Серебренников (1900-1966). Его пристрастие к музею, истории Пермского края проявилось рано. Еще в годы учебы в гимназии Серебренников любил посещать Пермский научно-промышленный музей. Особенно привлекали его экспонаты церковно-археологического отдела. А работая в Ильинском музее, он в 1922 году обнаруживает в местной кладбищенской часовне пять деревянных скульптур, поразивших его. Человек деятельный, он сразу же пошел в исполком и получил разрешение на перемещение скульптур в музей. Там, в Ильинском музее, в кабинете Серебренникова их и увидел Сыропятов. Возник диалог, взаимопонимание по поводу необходимости собирать скульптуру в галерее. А через несколько месяцев Серебренников сдает дела Ильинского музея, и с 15 июня становится сотрудником Пермской галереи. Ответственный и деятельный, с февраля 1925 года он уже заведует художественной галереей. Именно ему, сыну священника, будет суждено стать собирателем основных коллекций Пермской галереи, в том числе его главного и любимого детища – пермской деревянной скульптуры и икон строгановского письма.

Проехав (28 июня-24 июля) вместе с Н.Н.Серебрениковым по маршруту Пермь–Ильинское– Сретенское–Дмитриевское–Кудымкор–Большая Коча–Пожва, А.К. Сыропятов собрал этнографические материалы, позволившие ему на выставке в Москве для отделов деревни и народного быта воссоздать интерьер коми-пермяцкой избы. За собирательскую работу он был удостоен Диплома I степени этой выставки. Попутно со сбором экспонатов для московской выставки осматривали храмы и часовни.

Вместе с другими экспонатами было привезено 16 скульптур, среди которых, наряду с небольшими декоративными предметами, оказались и оригинальные композиции: святой Николай из кладовой церкви в селе Сретенское и сидящий Спаса из часовни села Большая Коча.

Экспедиция оказалась предварительной, но, в сущности, первой экспедицией по сбору деревянной скульптуры. Поездка обнадежила, но и принесла понимание, что находки все же были случайными, и что к экспедиции надо тщательно готовиться.

В августе А.К.Сыропятов, уезжая в Москву для участия в экспозиции Всесоюзной выставки, поручает Н.Н.Серебренникову изучить существующую литературу о распространении в Пермском крае деревянной скульптуры. Настойчиво советует ему познакомиться со статьей А. С. Непеина, в которой впервые публикуется 4 пермских скульптуры. По опубликованным краеведческим материалам Н.Н.Серебренников составляет картотеку нахождения памятников и классифицирует по географическому положению селений. Оказалось, что больше всего деревянной скульптуры в Верхнекамском и Коми-Пермяцком округах.

В дальнейшем разработкой маршрутов занимался географ, преподаватель Пермского университета, В.А. Кондаков (1886-1959). Забегая вперед, отметим, что определение пород деревьев производил сотрудник Пермского областного музея, активный член Общества краеведения С.Л. Ушков (1880-1951).

В сентябрьскую экспедицию на север Пермского края Николай Николаевич Серебренников отправился один. Музейные экспонаты были привезены из 22 пунктов: Вильгорт–Покча– Искор– Ныроб–Янидор–Цидва–Кольчуг–Ужгинское–Бондюг–Ракино–Ворцево–Устье Косы–Монастырь–Гайны–Юксеево–Подъячево–Порошево–Коса–Пуксип–Сиринское–Шакшер–Керчево. Результаты поездки превзошли все ожидания: 195 скульптур и множество икон, шитья, предметов из металла, кости и других. Было принято решение продолжить поездки.

В третью экспедицию едут и Н.Н.Серебренников, и А.К.Сыропятов по маршруту Лимеж–Редикор–Амбор– Пянтег– Салтаново–Чердынь–Усолье– Соликамск–Усть-Боровское–Вильва–Толстик–Язьва–Губдор–Чигироб–Чердынь–Дубровское. В ноябре из-за морозов удалось посетить только Усолье.

Сегодня крайне интересна оценка результатов первой экспедиции современниками. Краевед и преподаватель Пермского университета первого состава, большой знаток культуры Пермского края, автор концепции «горнозаводской цивилизации» П.С. Богословский в Пермском краеведческом сборнике за 1924 год писал: «В недалеком будущем открывается выставка (в дальнейшем – музей северной скульптуры, филиал художественного) вывезенных А.К. Сыропятовым из Чердынского и Усольского уездов скульптурных изображений... Всего вывезено до 500 изображений, представляющих огромный интерес со стороны техники, стиля и компоновки. Музей будет представлять большую ценность (научную и художественную) и, может быть, будет единственным в России по богатству памятников северной скульптуры…».

Весь декабрь 1923 и до марта 1924 года шла интенсивная обработка собранных материалов для «Выставки художественной старины Пермского края» – первой в истории галереи по такой тематике. Были показаны произведения, привезенные из летней и двух осенних экспедиций 1923 года.  

Выставка работала с 27 апреля по июнь 1924 года в фойе кинотеатра «Колибри» (в советское время к/т «Комсомолец», ныне ул.Петропавловская, 39). Особый интерес вызывали статуи богов. Пермяки впервые увидели их как произведения искусства, без одежд и мистических декораций, которые их окружали в церкви. Поражал образ Христа в кандалах. Руководители партийных и профсоюзных организаций, политруки воинских частей использовали ее для широкой антирелигиозной пропаганды. На выставке постоянно дежурили экскурсоводы-атеисты, которые проводили экскурсии, беседы, отвечали на вопросы одиночных посетителей.

Так было положено начало масштабным свершениям. Быстро действовали и в дальнейшем, последовательно организовали ежегодные экспедиции в 1924–1927 годах. А в 1928 году Н.Н. Серебренников пишет книгу «Пермская деревянная скульптура» – первую, посвященную русской православной деревянной скульптуре. После выхода этого издания Пермский музей стал известен в профессиональных научных и музейных кругах и России, и Европы.

Загрузка