Поиск
История книгопечатания

Гутенберг и его наследие

В 2020 году весь мир празднует 620 лет со дня рождения великого изобретателя книгопечатания Иоганна Гутенберга (условно 1400-1468 гг.). История сохранила лишь немногие детали биографии Гутенберга, но бесспорным является то, что имя изобретателя навсегда связано с книгопечатанием в современном понимании этого слова. Изобретение Гутенберга дало мощный импульс развитию культуры и массового просвещения. В связи с этой датой мы предлагаем поговорить о коллекции печатной графики Пермской галереи и техниках печати гравюр – ведь книги с картинками любят все, независимо от возраста, а также вспомним о детской студии рукотворной книги “Мастерская Гутенберга”.

В 2015 году в Пермской галерее начала работу "Мастерская Гутенберга" - студия, где дети своими руками создавали книги с иллюстрациями, текстами и переплётом. Первой печатной книгой, которую создали дети вместе с музейными педагогами, стала книга «Где обедал воробей?» на стихи С.Я. Маршака. Идея создания рукотворных книг пришлась по душе и детям, и родителям, и музейным сотрудникам. Дети стали авторами текстов и иллюстраций ещё восьми замечательных рукотворных книг, которые пополнили фонды Пермской Галереи, в их числе и книга о коллекции Пермской деревянной скульптуры. В 2019 году музейные педагоги пошли дальше и «Мастерская Гутенберга» переросла в «Кабинет графики», где ребята вместе с художником Артемом Кутергиным и хранителем коллекции печатной графики Леной Когут занимаются техниками создания графических произведений (рисунок, линогравюра, трафарет, сухая игла).

 

Теперь издавать книги могут даже малыши, но так было не всегда. Книга в привычном для нас виде появилась благодаря немецкому ремесленнику Иоганну Гутенбергу. В 1450 г. Гутенберг изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами. Это сделало возможным массовое производство книг. Отпечатанные новым способом книги были дешевле, чем рукописные или отпечатанные при помощи деревянных досок.

О жизни Иоганна Гутенберга известно мало. Мы знаем, что будущий изобретатель родился в Германии, в г. Майнц, в семье купца, около 1400 года. С 1434 по 1444 годы Гутенберг жил в Страсбурге, где занимался ремеслом, в том числе шлифованием драгоценных камней и изготовлением зеркал. Кроме ремесла у него были и другие "проекты" – он основал товарищество на паях для финансирования предприятия, связанного с искусством. Будучи участником товарищества, Гутенберг начинает работать над главным делом своей жизни. При этом Гутенберг тщательно оберегал свои разработки, о чем свидетельствует тот факт, что в документах товарищества нет никаких конкретных сведений о том, чем именно оно занималось. Можно предположить, что Гутенберг прекрасно понимал, что стоит на пороге открытия, с которым, возможно, войдет в историю. Но не всё шло гладко. Как и любой предприниматель, Гутенберг терпел неудачи: в 1439 г. основанное им товарищество распалось, и он оказался разорён. 

Но неудача не остановила Гутенберга. В 1448 г. изобретатель вернулся в родной Майнц. У него не было своих средств на продолжение работы, а новые открытия – удовольствие дорогое. Гутенберг взял кредит у своего кузена Арнольда Гельтуса и майнцского купца Иоганна Фуста. На это время и приходится изобретение книгопечатания подвижными литерами.

Суть изобретения Гутенберга состояла в переходе от печати с деревянных досок к печати с помощью наборных литер (букв) – раздельных наборных элементов. После того, как одну страницу отпечатывали, набор литер рассыпали и собирали следующую страницу из тех же самых литер. Таким образом, процесс печати становился дешевле и быстрее. В коллекции галереи хранится литография, иллюстрирующая работу в мастерской Гутенберга.



Этот процесс потребовал решить несколько сложных изобретательских задач. Во-первых, Гутенберг создал специальный сплав для наборных литер. До этого, чтобы напечатать книгу, нужно было вырезать страницу целиком на отдельной доске и сделать оттиск. Это было дорого,  долго и сложно. Сплав обладал достаточной тягучестью, чтобы заполнить литейные формы букв целиком и при этом был достаточно твёрдым, чтобы выдерживать многотысячные тиражи. Литеры изготавливали партиями – этот процесс был механизирован и стандартизирован. Из отлитых таким образом букв набирали страницу за страницей.

Во-вторых, нужно было создать пресс, с помощью которого делали оттиск на бумаге. Гутенберг не изобретал пресс «с нуля» – он усовершенствовал прессы, которые использовали для виноделия и других нужд. Принцип действия остался прежним, но изобретатель добился равномерного давления по всей поверхности печати, что давало невиданное ранее качество печати, включая мельчайшие детали. Этот пресс стал настоящим символом эпохи массового просвещения и образования. В-третьих, нужно было найти такой рецепт краски, которая бы высыхала быстрее, чем сохнет лист бумаги, чтобы не смазать уже отпечатанную сторону при печати оборота. И Гутенберг такой рецепт нашёл.

Изобретение Гутенберга распространилось сначала по Западной Европе, затем по Восточной, и, наконец, стало известно в России. Первые книги, которые печатали этим способом, были религиозными. 

В Пермской художественной галерее хранится Евангелие, напечатанное наборными литерами в 1600 г. в литовском городе Вильно. Эта книга является старейшей в собрании галереи и наиболее близкой по времени к изобретению Иоганна Гутенберга.

Второй бизнес-проект, который способствовал изобретению книгопечатания, также не был безоблачным для Гутенберга. Взятый у Фуста кредит отложил на несколько столетий признание авторства изобретения Гутенберга. Так как Гутенберг не смог выплатить проценты Фусту, он потерял права на своё изобретение и типографию со всем оборудованием и обученным персоналом. Так, долгое время Гутенберг считался лишь подручным Фуста. Только в XVIII веке первенство Гутенберга было подтверждено и справедливость восторжествовала.

В третий раз Гутенбергу пришлось начинать всё с нуля, но он продолжил совершенствовать свои разработки и, несмотря на финансовые неприятности, довёл технологию до устраивавшего его уровня.

Благодаря своим знаниям и репутации Гутенберг был востребован как специалист в области книгопечатания. Уже при жизни автора стало ясно, насколько значима эта технология. К концу жизни Гутенберг получил стабильный доход, уважение, почёт и возможность издавать книги. Умер изобретатель в 1468 году и похоронен в Майнце, но могила его затерялась.

История Гутенберга напоминает нам о вопросах, актуальных и сегодня: о значимости интеллектуальной собственности и авторства (не зря их назвали привилегиями, когда они появились, ещё в Средние века), о знаниях (про которые английский философ Фрэнсис Бэкон сказал, что они «сила»), о финансовых трудностях и неудачах на пути, знакомых любому предпринимателю-изобретателю (взять хотя бы Илона Маска). И, конечно, о воле к достижению цели, репутации и восстановлении исторической справедливости, которые являются частью любой большой истории. 

Созданный Гутенбергом способ книгопечатания – это огромный прорыв к образованию, революции в науке, развитию культуры. Пермская галерея обязана Гутенбергу тем, что в коллекции хранятся старые печатные книги, которые иначе не дошли бы до наших дней, а также богатая библиотека. Благодаря массовому книгопечатанию и образованию у галереи есть заинтересованная публика.

С историей книгопечатания, полиграфией и издательским делом тесно переплелась история гравюры. Во времена Иоганна Гутенберга иллюстрировать книгу было не так просто, а книжки с картинками любят все. Гравюра – один из самых демократичных и массовых видов художественного творчества, поэтому она отлично подошла для иллюстрации книг. 

В Пермской галерее хранится коллекция гравюры, которая является одной из самых многочисленных наших коллекций: она насчитывает более 10 тысяч произведений печатной графики. Понятие «гравюра» означает искусство вырезать рисунки на деревянных или металлических досках – то есть гравировать, и получать изображения в большом количестве экземпляров с помощью оттисков.  

Различают три главных разновидности гравюры или печати: выпуклая, углублённая и плоская гравюра, т.е. высокая, глубокая и плоская печать.  Далее мы немного расскажем про высокую печать – ксилографию. 

Ксилография, или гравюра на доске, возникла в начале XV века в Европе. В Китае эта техника возникла ещё раньше – самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке. Рисунок вырезали специальными ножами на досках из плодовых деревьев. Линии рисунка делали выпуклыми, а участки дерева между линиями вырезали вглубь. При печати с такой доски выпуклые линии покрывали краской, которая и давала отпечаток на странице.  

Книжная гравюра появилась в Европе позднее гравюры станковой – гравюры, которая имеет самостоятельное значение. Она не связана с текстом, как, например, книжная графика. Особого расцвета книжная гравюра достигла в Германии. В нашей коллекции хранится гравюра великого Альбрехта Дюрера «Христос на кресте», созданная в 1508 году. Это один из лучших образцов ксилографии эпохи Возрождения.

Загрузка