Поиск
Художники

Семейная история

Только в творчестве есть радость  —
все остальное прах и суета
                                    А. Кони

Пермская художественная галерея, которой  осенью исполняется 99лет — неисчерпаемый источник новых знаний, эмоций, нового опыта для многих поколений зрителей. Каждая картина, рисунок, предмет  нашей коллекции — своя особая, уникальная история. Часто эта история имеет семейные корни. В мировой художественной культуре, и в русской культуре в том числе, не были редкостью творческие династии, развивающие, продолжающие, наследующие талант из поколения в поколение. 

В собрании галереи бережно хранятся работы иконописца Петра Верещагина и его сыновей – профессоров Академии художеств Петра и Василия Верещагиных; братьев Александра и Павла Сведомских; Сергея и Константина Коровиных; братьев Маковских, скульптуры и живописные работы художников семейства Клодт и многих, многих других. Родственники по крови становились родственными душами и по художественному мироощущению, восприятию жизни.

Одна из таких династий – советские живописцы, отец и дочь, Григорий Михайлович и Елена Григорьевна Шегаль – к огромному сожалению, сейчас почти не знакомы зрителю. Художники разных поколений, жившие в своих художественных мирах, оба они нашли свою тему в искусстве, и честно служили ему. Давайте попробуем познакомиться. 

Григорий Шегаль — впоследствии Член-корреспондент Академии художеств СССР –современник нескольких эпох в истории нашей страны. Он начал учебу изобразительному искусству еще до революции у признанных метров – Николая Рериха, Ивана Билибина, Александра Рылова, а продолжил, уже после 1917 года, у Кузьмы Петрова-Водкина и Александра Шевченко. 

Молодой художник много работал и «впитал» в свое творчество и традиции русской реалистической школы, и новые увлечения эпохи. Самое главное — уже первыми своими работами художник доказал, что он, мальчик-сирота, влюбленный в искусство и приложивший много сил для воплощения своей мечты о нем в жизнь, выбрал верный путь. Ему удавались жанровые и исторические полотна, его привлекал пейзаж, портрет. Все его работы были живыми и настоящими, не было показной лакировки и приукрашивания, назойливых лозунгов и агиток. В 1930-е, как вспоминал Григорий Михайлович, он с радостью откликнулся на предложение поехать в составе бригады художников на стройки индустриализации. 

Романтика новой жизни увлекла – в полотнах художника появляется новая, доселе незнакомая тематика — Турксиб, Карабаш и Златоуст, строительство калийного комбината в Соликамске, Кизел.  Шегаль по праву считается одним из основоположников советского индустриального пейзажа — жанра нового, рожденного временем. Язык этих работ сродни кубистическим работам Поля Сезанна, творчеством которого молодой художник был увлечен в это время. В коллекции Пермской галереи хранится несколько пейзажей этого периода, переданные нам в 1930-х годах. 

Отдав дань ритмам времени, в 1940-е художник возвращается к языку классического русского пейзажа — нежные, выполненные в тонкой колористической гамме, лиричные, красивые по живописи пейзажи средней полосы России, Крыма имели большой успех на выставках. В конце 1930-х Григорий Шегаль открывает в себе еще один талант — педагогический. До конца жизни, помимо интенсивной творческой работы, художник будет преподавать: Московская средняя художественная школа, ВГИК, студия при собственной мастерской в Академии художеств СССР, огромное количество любовно выпестованных учеников. Удивительный, редкий дар — не только творить самому, но и с уважением к индивидуальности каждого взращивать новые творческие личности. И это тоже Шегаль. 

Одна из картин Григория Михайловича из Пермской коллекции всегда на выставках  привлекает особое внимание зрителей — «Девочка с книгой» 1935 года. Детский портрет в искусстве – особая история, далеко не каждый художник справляется с непростой задачей отразить на полотне мир ребенка, но у Шегаля все получилось — темноволосая девочка-подросток, углубившаяся в чтение обаятельна и серьезна одновременно. Мы не видим ее глаз, они устремлены на страницы книги, но ее ум, серьезность и пытливость мы ощущаем почти физически. Картина написана в формате парадного портрета, чувствуется, что автор любуется юной, скромной моделью –  и это действительно так. 

Перед нами одиннадцатилетняя дочь мастера Елена, уже делающая, пока еще робкие, шаги в искусстве. Первым учителем девочки в художественной школе стал отец, да и в дальнейшем, на протяжении всей жизни, отец и дочь ощущали особое душевное родство. В 1941 Московскую среднюю художественную школу вместе с одаренными питомцами и преподавателями эвакуируют в Башкирию. Уезжают в эвакуацию и отец с дочерью. В старинном селе Воскресенском на два года оказались мальчики и девочки — будущие выдающиеся мастера кисти — Гелий Коржев, Виктор Иванов, Петр Оссовский, Алексей Ткачев, Владимир Стожаров и многие другие. «Было холодно, голодно. Но творческое горение скрашивало все невзгоды», – вспоминал позже тогдашний старшеклассник Гелий Коржев. Детская среда была и творческой средой, и это не могло не оказать влияния на юную художницу. В 1943 по возвращении в Москву она поступает в художественный институт им. В.И.Сурикова и окончательно посвящает свою жизнь творчеству.

По меткому выражению великого Пабло Пикассо, «Каждый ребенок — художник.Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Педагог Григорий Шегаль помогал талантливым подросткам поверить в себя, учил смотреть и видеть прекрасное. 

Вглядитесь в это одухотворенное юное лицо, в этот взгляд — трепетный и нежный. Перед нами «Автопортрет» Елены Шегаль из Пермской коллекции, созданный в 1942 году, в самом начале творческого пути. Именно такой она и была всегда— хрупкой, тонко чувствующей, умеющей понять и отразить на полотне внутренний мир своих моделей. Портреты кисти Елены Григорьевны всегда интересны и с точки зрения живописи, манеры письма. Поверхность красочного слоя не заглаживается, она трепещет и переливается, мерцает и тем самым добавляет образу живости.

Участие в российских и международных выставках, заслуженный интерес зрителей, выделявших ее работы, пришли к ней достаточно рано. Членом Союза художников СССР Шегаль стала в 25 лет. Отдавая предпочтение в основном портрету, часто женскому, художница с начала 1950-х  увлеклась миром театра, и не просто театра, а балетного театра. Эту тему она не оставляла всю жизнь. Можно предположить, что послужило толчком, отправной точкой этого интереса. В 1950-е в мастерскую-студию Григория Шегаля приходит необычный ученик — Юрий Жданов, молодой и художественно одаренный премьер Большого театра. Талантливый танцовщик, многолетний партнер Галины Улановой на сцене, он стремился серьезно овладеть основами изобразительного искусства. В течение пяти лет, с перерывами на выездные гастроли и учебу в ГИТИСе, Жданов постигал тайны владения кистью в студии Шегаля. Позже Юрий Жданов будет создавать не только станковые работы, но и костюмы, и декорации к спектаклям, станет членом Союза художников СССР, в России и за рубежом пройдет большое количество его персональных выставок. Успехи были очевидны, восторженных зрителей прибавилось, и к славе балетного артиста присоединилась известность серьезного профессионального художника ( Пермская галерея хранит в своих фондах работы Юрия Жданова).

Конечно, такая яркая личность в мастерской отца, такое переплетение балета и изобразительного искусства не прошло мимо Елены Григорьевны. Можно предположить, что молодые люди общались (они были ровесниками), бесспорно лишь то, что балет именно в 1950-е пришел в картины Елены Шегаль. В Пермской коллекции хранится одна из работ на балетную тему — портрет выпускницы Московского хореографического училища, корейской танцовщицы Ан Сон Хи. Яркая внешность, гордая осанка, уверенный, устремленный на зрителя взгляд — перед нами сильная и уверенная в себе молодая женщина, не лирическая, а, скорее, характерная героиня. Это лишний раз убеждает в том, что художница шла в своих портретах от характера и внутреннего состояния модели. Она не просто писала портрет – она его чувствовала. Не только разные по настроению портретные образы, но и зарисовки в балетных классах, ежедневный труд хрупких служительниц Терпсихоры нашли отражение на холстах Елены. 

Живописец Елена Григорьевна Шегаль прожила чуть больше 50 лет, ее жизнь была наполнена творчеством, выставками, и ее портреты, натюрморты, жанровые композиции сейчас украшают музейные коллекции. Картины художницы хранятся в музее Большого театра, музее им. А.А.Бахрушина, в музеях России и в частных собраниях. В начале 1980-х годов сотрудники Пермской галереи познакомились с мужем Елены Шегаль — Розарием Прусовым. Именно через него в коллекцию поступили работы представителей талантливой династии — отца и дочери Шегаль.

Время летит стремительно. Меняются вкусы зрителей, меняются принципы формирования музейных коллекций, меняемся мы сами. Но настоящие, искренние, талантливо написанные произведения не утратят своей ценности. Они, как чистые родники будут привлекать людей и обязательно найдут своего зрителя.

Загрузка