Поиск
Художники

Было у отца три сына...

Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, 
не подражайте никому, искусство не терпит трафарета.                                                                                                                                                   Репин И.Е.

На художественных выставках России конца ХIХ века фамилия Маковские встречалась часто, и любители искусства, постоянные посетители выставок, вопроса «Какому Маковскому принадлежит произведение?» не задавали.  В наши же дни фамилия Маковский под произведением, в отличие от Репина или Крамского, требует обязательного пояснения – кто автор: Егор, Николай, Константин, Василий или может быть Александр?

Они были очень разными, говорили на разных художественных языках, часто подвергались критике оппонентов, но бесспорно одно — династия Маковских, разноплановых, талантливых, ярких живописцев, оставила в русской  культуре заметный след. И очень приятно, что говорить о творчестве художников мы можем,  вглядываясь в  произведения, хранящиеся в коллекции Пермской галереи. Работы высокого художественного уровня, они выдержали проверку временем и по-прежнему любимы зрителем. Часть из этих произведений прочно обосновалось в постоянной экспозиции, другая часть редко покидает запасники. Я приглашаю вас  познакомиться с талантливой семьей. 

Художественное образование трех братьев Маковских начиналось в раннем детстве: отправляя детей на прогулку, их отец, один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, коллекционер, художник Егор Маковский обязательно клал в карман детям маленькие альбомчики и наставлял их любоваться миром вокруг и рисовать то, что их поразит и заинтересует.  Да и вся атмосфера дома Маковских была пропитана искусством. Как вспоминал известный русский коллекционер Иван Цветков: «Квартира у него (Егора Маковского) была большая, но очень скромно обставлена… Все стены сверху донизу были увешаны картинами». В доме бывали Василий Тропинин, Николай Гоголь, Михаил Глинка, Карл Брюллов — цвет тогдашнего художественного общества. Блестящим музыкальным дарованием обладала и мать будущих художников.  В атмосфере такого дома дети просто не могли не выбрать дорогу искусства. Братья получили прекрасное образование  в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Императорской академии художеств, но, выражая общую мысль, один из них — Константин – писал: «Тем, кем я стал, я считаю себя обязанным не академии, в которой проходил обучение, и не профессорам, а моему отцу, который привил мне чувство прекрасного и любовь к живописи».  Братья Маковские всю жизнь поддерживали между собой родственные и творческие связи. Все они стояли у истоков Товарищества передвижных художественных выставок, разделяли его принципы, активно участвовали в художественной жизни, но при этом у каждого  был свой творческий почерк, свое лицо. 

Старший брат — Николай Маковский, посвятил свою кисть пейзажу. В Пермской галерее хранится его картина «В Каире», выполненная в 1874 году во время путешествия в Египет, которое мастер совершил  совместно с братом Константином. Работы этого цикла высоко оценила критика, они пользовались успехом на выставках. Полотно «В Каире» было приобретено московским коллекционером Кузьмой Солдатёнковым, затем экспонировалась в Румянцевском музее. В Пермской коллекции произведение обосновалось почти 100 лет назад – в 1922 году. 

Более других известно зрителям творчество Владимира и Константина Маковских. Будучи противоположностями в творческой манере и представляя разные художественные направления, братья всю жизнь были обречены на сравнение. Константин – представитель  позднего академизма, любитель путешествий, баловень судьбы, Владимир – выразитель философии «передвижничества», серьезный и ответственный домосед. У каждого был свой преданный зритель. Константин пользовался популярностью в аристократических кругах, сам император называл его «мой художник». Творчество Владимира было любимо либеральной интеллигенцией, его поддерживали в демократической среде. Но и тот, и другой при всей своей непохожести и конкуренции были выразителями идей своего времени.

         Младший из братьев, Владимир Маковский, современниками был признан как «самый выдающийся, самый индивидуальный из наших жанристов» (журнал Нива 1895). Мастеру не была свойственна острая критика действительности, обличение пороков общества – скорее, его произведения можно было назвать назидательными. Перед зрителями его картин проходили чиновники, дворяне, интеллигенция, уличные музыканты и завсегдатаи трактиров. Художник был прекрасным рассказчиком, биографии его скромных героев раскрывались в мелких деталях: жестах, позах, выражениях лиц, манере носить одежду. Положения, в которые автор ставил своих персонажей, позволяли зрителю заглянуть в их прошлое и увидеть будущее. Публика «зачитывалась» картинами Маковского, называя его «Диккенсом русской живописи», а живописец Александр Киселев в своей статье в журнале «Артист» в 1890 провозгласил Маковского одним «из наиболее ярких выразителей нашего русского художественного мировоззрения». Мастера отличал добрый, с долей юмора взгляд на окружающую жизнь: простого человека в своих картинах Владимир Маковский изображал с теплотой и симпатией. Как писал современник мастера художник Гуревич, «Это был очень скромный человек с какими-то очень своеобразными глазами, и такими страдальческими, как будто он страдал за все человечество. Это был человек, которого невозможно было не уважать». Картины Владимира Маковского нравились зрителям, с выставок их с охотой покупал в свое собрание коллекционер Павел Третьяков. И мы в Пермском собрании храним живописные и графические произведения мастера.

С 1931 года, с момента поступления из Государственного Русского музея в экспозиции Пермской галереи зрителей встречает небольшая  по размерам картина «Наем прислуги» – одна из наиболее популярных и любимых зрителями разных поколений. Рядовое событие в семье отставного военного — наем прислуги, подается как театральная миниатюра, где каждый из героев, расположенных на воображаемой сцене, наделен своей – сатирической, лирической – бесспорно, яркой жизненной характеристикой. Палитра чувств, которые испытывает автор к своим персонажам, богата оттенками: здесь уважение и сочувствие, жалость и откровенная ирония.

        Еще одна картина, «Шарманщик»,  тоже напоминает нам театральное действо, хотя и отражает реальную действительность. Декорациями служит заснеженная улица, дома, тающие в дымке. Здесь проявился дар Маковского–колориста. Картина написана в богатой оттенками серой гамме, передающей марево зимнего пасмурного дня и влажную воздушную дымку, разлитую в воздухе. Фигура шарманщика и жизненна и романтична одновременно. В этом маленьком произведении, как в капельке росы отражается целая эпоха, ушедшая вместе с такими, создававшими особый мир, уличными музыкантами-шарманщиками. 

Среднего брата Маковских, Константина, по выражению его сына, художественного критика Сергея Маковского, «одинаково увлекали пейзажи, жанровые сцены, узорная Московская Русь, наконец, всевозможные нарядные импровизации. Вряд ли какой-нибудь художник обладал таким широким диапазоном». Помимо России Константин много участвовал в выставках в Европе: Антверпене, Париже, и это не проходило для него бесследно. Выставляясь в парижском Салоне, мастер впитывал «модные» тенденции, стремился попробовать себя в разных жанрах и манерах. Он прекрасно чувствовал, чего ждала от него его публика, и не обманывал ее надежд. И при этом всегда оставался на высоте как колорист, поражая цветовой, декоративной гармонией.

Константин Маковский в Пермской галерее представлен поразительно эффектной, полной живописного блеска «Женской головкой». Глядя на нее, понимаешь — совершенно не удивительно, что при жизни работы мастера имели огромный успех. С 16 лет, будучи еще начинающим художником, Константин увлеченно писал портреты. Особенно удавались ему изображения женщин и детей. Полотна художника, созданные в реалистической манере, обогащены особыми, индивидуальными качествами: цветовым богатством, живым этюдным, непринужденно-артистичным исполнением, создающим «дышащую», а не «зализанную» поверхность холста. Виртуозность кисти отличает и пермскую работу: в ней изящество форм, плавность линий, тонкость цветовых отношений. Солнечные лучи как бы подсвечивают эту картину изнутри.

Отношение к творчеству братьев Константина и Владимира Маковских менялось в разные периоды времени: Константин, имевший оглушительную славу при жизни, позже был незаслуженно забыт. После 1917 года чаша весов склонилась в сторону Владимира, его картинам начали приписывать остросоциальную направленность и широко пропагандировать. Константин же обвинялся в салонности и нещадно критиковался. Но время все расставляет по своим местам — прошло более ста лет и сегодня братья Маковские по-прежнему интересны зрителям каждый по-своему. Талантливые и поразительно работоспособные, они оставили нам произведения, которыми мы любуемся сегодня без оглядки на идеологические оценки.

Рассказывая о династии Маковских нельзя не упомянуть о том, что сыновья Константина и Владимира тоже связали свою жизнь с искусством. Сергей Константинович стал художественным критиком. Достойный продолжатель традиций семьи, Александр Владимирович Маковский, учился у Василия Поленова и Ильи Репина. Как его отец и дяди, он был членом Товарищества передвижных художественных выставок, профессором, академиком Императорской академии художеств. В 1910-1917 годах Александр предпринял путешествие на север Пермской губернии, и его покорила красота этих мест. Многочисленные пейзажи с видами Соликамска, Ныроба, Редикора, рек Вишеры и Колвы экспонировались на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, заслужили положительные отзывы критики. Нам очень приятно, что одна из работ этой серии, «Река Колва. Камень Боец», хранится в нашем собрании.

Династия Маковских много дала русской культуре. Несколько поколений одной семьи верой и правдой служили искусству. Бесспорный талант, поразительная работоспособность и верность делу заставляют вспомнить слова, сказанные одним из представителей династии Владимиром Егоровичем: «Девиз каждого художника должен быть следующий: искусство есть вторая религия».

Загрузка