Поиск
Художники

Кама не за горами

Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был как бред. 
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет.
Б. Пастернак

Лето… Жара… Хочется к реке… Каждому из нас  знакомы такие «водные» настроения. К синей извивающейся ленте реки тянет неосознанно: посмотреть на быстрое течение воды, вдохнуть свежий речной воздух, помечтать о путешествии на белом пароходе. Очень часто именно на реке люди находят «место силы», которое заряжает их «подсевшие батарейки», дает возможность почувствовать  прилив энергии.

Художники, как люди эмоциональные и наделенные особыми способностями  видеть, часто и много изображают в своих произведениях реки. У каждого река рождает свои эмоции, свои образы. Нам крупно повезло — не надо ехать, идти, искать далеко: вот она, красавица река, рядом. И не просто река, а крупнейшая из российских рек — Кама, увековеченная в стихах, прозе, произведениях художников. Картины  и  рисунок, печатная графика и даже скульптура — в самых разных видах искусства нашла она свое отражение. Одни художники точно следовали натуре и оставили нам произведения с привязкой к конкретному месту, другие вдохновлялись настроением, духом Камы, и мы можем только предполагать, где та точка, с которой открывается камский вид, и это тоже прекрасно. Зима и лето, весна и осень на реке — пейзажи завораживают и остаются в памяти. 

Мы храним в собрании Пермской галереи настоящие шедевры — лирические и индустриальные камские виды, жанровые композиции, аллегории. Среди них чистый, светлый и пронзительный «Май на Каме» Александра Репина (1957), с белым речным трамвайчиком из детства, «У причалов»  Виктора Кузина (1969), с зеленым уютным старым дебаркадером, как бы приглашающим в плавание... 

А может быть, так и сделать? И прямо сегодня, сейчас отправиться в путешествие по реке? У нас есть прекрасная возможность «проплыть» вместе с известными и незаслуженно забытыми мастерами кисти по нашей красавице Каме — полюбоваться ее берегами, городами и деревеньками на них, древними памятниками, жизнью людей ушедших эпох. Коллекция Пермской галереи дает нам такую возможность. 

Но прежде чем мы отчалим, давайте посмотрим на наш город с воды, с Камы, и еще раз ощутим, как нам повезло, ведь Кама не за горами. Акварель Павла Размахнина «Вид Перми» (1832), созданная не профессиональным художником, а поэтом и баснописцем, уроженцем Перми — уникальна. Панорама нашего города выполнена еще до пожара 1842 года, и мы можем увидеть, как выглядела Пермь и Кама 200 лет назад. Произведение это очень популярно, часто воспроизводится, но можно любоваться им снова и снова. Мы еще вернемся в своем путешествии на пермские берега, а пока – путешествие начинается, мы в лодке, и вода несет наше «плавсредство» вниз по течению. 

У истока красавицы-реки, в Удмуртии, где из маленького ключика берет начало Кама, трудно представить, что у этой «крохи» 1800 километров пути, более 900 из которых в Пермском крае. Живописные северные районы, где после впадения в Каму речки Сёйвы она вступает в Пермское Прикамье, с особой силой всегда привлекали художников. Самая первая, верхняя по течению точка нашего путешествия – село Гайны.

Уникальный живописец-философ Александр Репин, часто писавший эти места, в работе «Старые Гайны» (1970) разворачивает перед нами вид  старинного села, известного еще с 1579 года. Художник именно в 1970-е начинает, не отходя от верности натуре, обобщать предметы, придавать им геометризированные формы, и это ощущается в пейзаже. Кама и ее приток Весляна  всю творческую жизнь будут частыми гостями  на полотнах мастера. 

Верховья Камы — места древние, манящие: здесь сосредоточено огромное количество уникальных природных и архитектурных памятников. Один из таких шедевров народного зодчества – старинная церковь в селе Пянтег (1617). Церковь Иконы Смоленской Божией матери – древнейшая культовая постройка на Урале. Картина, на которой она запечатлена, принадлежит кисти Михаила Кирсанова, талантливого крестьянского самородка, ученика Виктора Васнецова, мало сейчас известного зрителям. Именно при содействии своего учителя художник получил работу при дворе: с 1914 до 1917 в его обязанность входило запечатлевать события из жизни императорской семьи. В 1940 году Кирсанов  совершил путешествие по Каме на север Прикамья.  Картина «Старинная церковь в селе Пянтег» (1940), в числе других видов Пянтега, была подарена автором галерее в 1941 году. 

Спускаясь ниже по реке вместе с мастерами кисти, мы невольно совершаем и путешествие во времени, и ниже села Пянтег мы попадаем в место по-своему уникальное — сплавной рейд-гигант Керчево. Красавица Кама очень долго в ХХ веке использовалась для сплава древесин и таких рейдов (мест сортировки) было на ней огромное количество. Талантливый пермский акварелист, Заслуженный художник РСФСР Иван Борисов, путешествуя в верховья Камы, не обошел их своим вниманием, и, помимо потрясающих архитектурных памятников  Соликамска и Усолья, запечатлел и трудовые будни своих современников. Его акварели «Сплав леса» (1978), «Сплавщицы у скал» (1980-е) — художественное осмысление темы труда. Для молодых зрителей, которые не помнят уже бесконечные плоты, спускающиеся по Каме, это в определенной мере экзотика.

В рисунке «Село Орел на Каме» (1936) известного советского  художника Бориса Рыбченкова перед нами «проплывает» еще одно древнее село на берегу — Орел-городок, основанный Строгановыми в 1564 году как  первая резиденция в Прикамье.

Архитектурные красоты Прикамского севера вдохновили и продолжают вдохновлять уже не одно поколение художников. В акварелях Ивана Борисова «Усолье» и  «Церковь на берегу» (1968) высятся древние храмы, пережившие века. Монументальные формы соборов на фоне северного неба и реки, всегда бывшей излюбленным местом для расположения таких построек, впечатываются в память.

Вехи, которые оставило время в верховьях Камы, во многом изменили ее облик. Индустриальные гиганты Соликамска и Березников нашли свое место в творчестве художников. Работы «Строительство Березников» (1930) Фридриха Лехта, «В шлюзе комбината» (1981) Ивана Борисова, «Порт Березники» (1985) Леонида Лемехова — попытки не только документировать, но и по-своему поэтизировать изменения нового времени. Производственная тематика, «рубленые» формы промышленных зданий — особая эстетика этих работ – нашли и своих поклонников среди зрителей. 

«Заводская тема» проникает в камские пейзажи – кто бы мог подумать! – еще в первой половине ХIХ века. Уже в это время по берегам Камы появляется много железоделательных заводов», которые «поселяются»  и в произведениях искусства. Картина крепостного Лазаревых художника Ивана Полякова «Вид Чермозского завода» (1837) – начало производственной прикамской темы – на удивление лиричен. Творчество крепостных художников Строгановых, Лазаревых — яркая страница в истории Прикамья. В Пермской галерее хранится и изучается достаточно много произведений таких мастеров. Панорама заводского поселка, написанного с реки, мелкие фигурки людей на реке и на берегу (элементы жанра) погружают нас в неспешную жизнь прикамской глубинки ХIХ века.

А мы плывем дальше, вниз по течению. Перед нами, сменяя друг друга, проплывают «Добрянка. Пристань (Вечер)» (1985) Игоря Одинцова, «Хохловка» (1985) Олега Перевощикова, «Чусовское устье. Голованово» (1983) Анатолия Тумбасова, «Камская ГЭС» (1950-е)  Александра Зырянова.

 Мы подплываем к Перми. 

Виды Камы у Перми в коллекции Пермской галереи представлены произведениями  художников разных поколений. Картина «Набережная Камы в Перми зимой» Алексея Денисова-Уральского создана в 1901 году. Это не просто другой век — это другая Кама. Еще далеко до создания Камской ГЭС, река живет «природной» жизнью — замерзает зимой, а весной горожане ждут вскрытия реки и ледохода. Примерно в это же время написан пейзаж «Пермь» (1908) известного в будущем советского художника Сергея Герасимова. На всех полотнах – спокойный, размеренный ритм жизни города и реки. Оживление в «камскую» тему вносит   жанровая композиция «Грузчики на Каме» Ивана Никонова, созданная, вероятно, в 1898-1899 годах, когда художник жил в нашем городе, а позже продолжил художественную карьеру в Санкт-Петербурге. 

Уже в советское время написана «Кама у Перми» (1926) Александра Киселева-Камского: панорама пристаней портового города реалистична и ностальгична одновременно. В годы Великой отечественной войны пишет свои  гуаши «Вид Камы» и «Вид на Каму» Мария Джакупова. Талантливая художница, ученица Казимира Малевича, она находилась в эвакуации в нашем городе, работала вместе с другими художниками над созданием  плакатов и агит-окон. Практически все мастера, жившие в Перми даже короткое время, отдавали должное Каме. Еще один известный мастер, Владимир Саксон, оформлявший спектакли  в Пермском театре оперы и балета в 1950-е, оставил нам удивительно поэтичную акварель «Сумерки. Нижняя курья» (1956). 

Заметными работами для зрителя, интересующегося «пермской» и «камской»  темами, остаются цветные линогравюры  художника Александра Зырянова.  Поэтичные, графично-стройные  силуэты портовых кранов на закате  в листе «Грузовой порт» — уже прошлое  нашего города, но до чего же они  романтичны! Александр Зырянов в своих произведениях сумел рассказать о Каме просто и проникновенно. Его работы западают в душу. В серии гравюр, созданных в 1950-е годы и посвященных Перми, есть еще несколько листов речной тематики.

Пермь проплывает за бортом, мы  проходим камский мост и смотрим на него глазами старейшего пермского художника Афанасия Трапезникова. «Строительство моста через Каму» (1968) – работа, сохранившая для нас момент, изменивший жизнь города и реки. 

Ниже Перми по течению в картинах Алексея Зеленина перед зрителями-пассажирами поочередно меняются «Оханск» (1929), «Кама около Елово» (1931), «Сайгатка» (1931).

За бортом – Воткинская ГЭС, и бессменный в таких сюжетах художник Афанасий Трапезников: «Строительство Воткинской ГЭС» (1961) – один из  его многочисленных индустриальных пейзажей реки-труженицы.

Известный русский и советский художник Аркадий Рылов любил Каму особой любовью.  «Я много писал Каму в разную погоду», – признавался он. В сказочных по красоте местах, окрестностях села Пьяный бор на границе Татарстана и Удмуртии,  мастер работал часто и с огромным воодушевлением. Особенно известны многочисленные камские пейзажи 1911-1913 годов с баржами, лодками, чайками и лебедями. Именно здесь, на Каме родился замысел самого известного, романтического и символического полотна Рылова «В голубом просторе» (1918), хранящегося в Третьяковской галерее. В Пермском   собрании — два этюда художника к его «Камкой сюите»: «Лодка на Каме» и «Лодки на Каме в сумерки» (1911), приобретенные у наследников мастера. 

Мы приближаемся к Елабуге, и, конечно, художественное путешествие по Каме совершенно немыслимо без картин Ивана Шишкина. В пермской коллекции эта тема представлена двумя картинами: «Пихтовый лес на реке Каме» (1877) и «Сосновый лес с рекой вдали» (1878). Художник не мыслил своей жизни без родной Елабуги и Камы. Они часто появляются в его работах, всегда узнаваемы, почти портретны. 

«Камская тема» в собрании галереи неисчерпаема. Любуйтесь прекрасными видами, наслаждайтесь речными закатами и рассветами. И вспоминайте слова уральца, влюбленного в Каму, Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Кто не видел тамошних лесов, не любовался Камой, не дышал там воздухом, каким летом пьянят тамошние озера, то не знает красоты природы…» 

Загрузка