Поиск
Художники

Алексей Денисов-Уральский. "Лесной пожар"

Это грандиозное полотно  1897 года с драматичным, актуальным во все времена сюжетом – гибель леса в пожаре – вернулось в обновленную экспозицию русского отдела Пермской художественной галереи после реставрации. Картина всегда привлекала зрителей,  восхищала и трогала реальностью сюжета и мастерством исполнения: все нюансы трагедии гибнущего живого леса показаны художником с большой достоверностью.

Необычна история попадания картины Алексея Кузьмича Денисова-Уральского «Лесной пожар» в коллекцию Пермской галереи. Каким-то непостижимым образом эта картина еще со времен Гражданской войны оказалась в воинской части и сопровождала красноармейцев. Возможно, это произошло после многих выставок Денисова-Уральского, и картина так понравилась красноармейцам, что надолго осталась в распоряжении воинской части. Однако, это лишь предположение, но возможно, когда-нибудь эта история прояснится. В 1934 году, когда часть прибыла в Пермь, группа бойцов принесла на руках огромное полотно в Художественную галерею. С тех пор картина пользуется особой любовью и вниманием посетителей галереи.

 

 

Первое представление картины «Лесной пожар» пермским зрителям состоялось в 1900 году. Выставка А.К. Денисова-Уральского «Урал в живописи» была первой художественной выставкой в Перми. Она имела огромный успех. «Гвоздем» выставки, по отзывам местной прессы, была картина «Лесной пожар». Причем стоит отметить, что выставка состоялась в одном из лучших зданий Перми – в доме пароходовладельца Н.В. Мешкова. Но самое главное: свою лучшую картину Денисов-Уральский выставил в отдельной темной комнате при свете электрической лампы. Эффект жара, исходящего из картины, усиливался тем, что основная часть выставки размещалась в холодных залах, а чтобы увидеть «Лесной пожар», зритель попадал в жарко натопленную темную комнату, где «бушевала» живописная стихия. Впечатление было грандиозным. Местная газета сравнивала Денисова с А.И. Куинджи и его картиной «Лунная ночь на Днепре». В достижении иллюзии света – чуда живописи – Куинджи не было равных. Денисов-Уральский добивался эффекта своим способом. Зрители, казалось, услышали взволнованный призыв художника: защитить от гибели бесценное национальное богатство России. И действительно, пожары – это страшнейший бич лесов. В картине видим высокое небо, до которого, словно желая донести земную боль, вздымаются клубы черного дыма. В суровую сцену лесной катастрофы Денисов ввел изображение исполинской корабельной сосны рядом с семьей молоденьких елок. Прямую, мощную, устремленную ввысь вековую красу уральской земли и беспомощную, едва появившуюся на свет елку. Все испепелит огненная стихия, и не оживить, не восстановить леса нескольким поколениям людей. Система противопоставлений создала убедительную в своей жизненной правде картину. Она стала вершиной живописного творчества А.К. Денисова-Уральского.

Вся многогранная творческая жизнь Денисова-Уральского была посвящена Уралу, пропаганде его богатств, исследованию его археологического прошлого. О Денисове-Уральском и его выставках «Урал и его богатства», «Урал в живописи» и других, показанных в Москве, Петербурге, городах Урала, можно говорить бесконечно. Известно, что художник организовал мастерскую по обработке уральского камня в Петербурге на улице Морской. Здесь же была и знаменитая мастерская Фаберже. Возможно, именно здесь Денисов создал незабываемую скульптурную серию в камне, которая образно и символически запечатлела государства-участники Первой Мировой войны. Эта серия в настоящее время принадлежит собранию Пермской художественной галереи.

А.К. Денисов-Уральский. “Лесной пожар”. Фрагмент экспозиции русского искусства

Но обратимся к волнующей художника теме лесных пожаров. Известно, что Денисов-Уральский  писал этот сюжет много раз, разрабатывал тему на протяжении пятнадцати лет – в десятках акварелей, эскизах к картинам, в законченных полотнах. В 1898-м, годом позднее, чем картина Пермской галереи, была написана еще одна картина с тем же названием. Здесь так же большой формат, но горизонтальный (холст, масло 198х270). Уральские исследователи Б.В Павловский и С.В. Семенова, анализируя творчество Денисова-Уральского, сделали вывод, что вариант 1898 года – лучшая картина на тему пожаров, так как она вобрала весь опыт работы художника над этой темой. Но авторы указывали, что картина была утеряна еще в начале ХХ века. Именно с этой пропавшей картиной связана долгая и необычная история.

Через сто лет после создания картины, в 1998 году, анализируя исследования Б.В Павловского и С.В.Семеновой, другие исследователи – теперь уже из Томского областного художественного музея – пришли к выводу, что эта известная, но утерянная картина находится в Томске. История попадания картины в Томск достоверно может подтвердить этот вывод. В начале 1980-х годов в газете «Советская культура» прошла информация о том, что Посольству СССР в США было передано полотно А.К. Денисова-Уральского «Лесной пожар» 1898 года. Когда информация дошла до администрации Пермской галереи, было составлено письмо с просьбой о передаче картины в лучший уральский музей – Пермскую художественную галерею. Ответ на просьбу не пришел, и долгое время не было известно, где находится переданная картина. После Всероссийской научно-практической конференции 2014 года, посвященной 150-летию со дня рождения А.К. Денисова-Уральского, в сборнике докладов Екатеринбургского музея изобразительных искусств было опубликовано сообщение о том, что на основании Приказа МК СССР через Всесоюзный производственно-художественный комбинат в 1982 году картину передали в Томский художественный музей.

Осталась еще одна неясность: как полотно уральского художника оказалось в США?

С.В. Семенова в своей книге «Очарован Уралом. Жизнь и творчество А.К. Денисова-Уральского» (Свердловск, 1978) приводит ряд версий из разных источников о том, что могло случиться с картиной, и как она оказалась утерянной. Одна из версий заключается в том, что полотно якобы сгорело в пожаре при транспортировке в Америку, куда художник продал его за 10 000 рублей. По другой версии, картина погибла при пожаре на корабле, когда ее везли на выставку в США. При этом Семенова установила, что картина экспонировалась на выставке в Сент-Луисе (США) в 1904 году и была отмечена серебряной медалью. Картина из Америки не была возвращена автору. Там она была продана с аукциона. Таким образом, после долгого пребывания за океаном – около 80 лет –  картина нашла свое пристанище в Томске. Но пока она снята с подрамника и хранится на валу, зрителям недоступна, так как требует дорогостоящей реставрации.

Пермская художественная галерея представляет первую версию из знаменитой серии лесных пожаров. Это картина «Лесной пожар» 1897 года. Она, несомненно, привлекает к себе внимание и обращает зрителей, как и в прежние годы, к животрепещущим проблемам экологии, к внимательному отношению к природному достоянию.

Загрузка