Поиск
Художники

Такое короткое, длинное лето...

 Есть что-то прекрасное в лете,
 А с летом прекрасное в нас…
                                    С. Есенин

Лето! Как много разных смыслов вкладываем мы в это слово, да это и не просто слово, обозначающее время года в календаре. Лето – особая планета, «важнейшая часть человеческого бытия», время особых надежд, свершений и смыслов. Еще вчера мы радовались первым июньским грозам и белым ночам, а сегодня любуемся яркой рябиной, замечаем желтые «проседи» в листве деревьев и понимаем – лето неумолимо движется к своему завершению. И как же хорошо, что лето – штука ежегодная, мы начинаем ждать его ровно тогда, когда оно заканчивается.

В нынешнем году нам повезло: красивое, щедрое, яркое лето длится необыкновенно долго для наших широт. Но время летит стремительно и, как говорила поэтесса Марина Цветаева, «Лето как выходные. Такое же прекрасное и так же быстро проходит. Июнь – это пятница, июль – суббота, август – воскресенье».

Давайте же попытаемся задержать и еще раз пролистать странички лета. Не конкретного, а собирательного, созданного кистью художника. У нас есть возможность смотреть и чувствовать, как творцы разных эпох, известные и не очень, переживали и выражали свои летние эмоции. Мастера оставили нам в картинах и рисунках «свое лето», в котором мы можем согреться даже в зимнюю стужу, стоит только заглянуть в Пермскую художественную галерею.

Как можно изобразить лето? Думаю, ваш ответ будет очевиден – пальма первенства здесь принадлежит пейзажу – городскому и сельскому, с ярким солнцем, буйной зеленью, морским бризом. Но этот жанр не исчерпывает самого понятия «лето» в искусстве. Портреты, натюрморты, жанры, аллегории, – круг возможностей художника широк, и я предлагаю нам прогуляться по онлайн-выставке Пермской галереи и удивиться, восхититься, как же многолика эта тема. Каждая эпоха накладывала свой отпечаток на ее интерпретацию. 

Романтики любили лето за удивительные художественные эффекты. Они стремились к правдивому отображению  красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздушного пространства и солнечного света.  Как писал известный советский искусствовед Д. Сарабьянов: «Русский живописный романтизм находит наиболее полную аналогию тем тенденциям европейского пейзажа, которые ориентированы на пленэр, на изучение натуры, той реальной стихии природы, которая была открыта романтическим человеком». 

Маринист Алексей Боголюбов в полотне «Закат. Лодка с парусом у берега моря» (1857), любуется чудесными световыми переходами, романтически приподнято рассказывает не только и не столько о потрясающем по красоте летнем вечере, но о человеческих чувствах — любви и надежде, изображая вид на оранжевый закат с морского берега, фигурки влюбленных в паруснике у воды. 

Русские художники-реалисты середины–второй половины ХIХ века – периода расцвета пейзажа в отечественном искусстве – умели передать все нюансы состояния природы, все было весомо и серьезно. Коллекция пейзажной живописи этого периода — одна из самых значительных и полных в собрании галереи, и, конечно, «летняя» тема – из числа любимых авторами.

Наш земляк Петр Верещагин в своих полотнах оставил нам редкие по красоте картины уральского лета: «Река Чусовая. Камень Красный» (1870-е) – одна из них. Звенящая тишина и покой раннего утра, величавое предрассветное небо и скалы, и рыбаки, отправляющиеся на «зорьку», и провожающие их на берегу – все полно завораживающей гармонии. В Пермском собрании хранится целая серия летних пейзажей, кисти Верещагина, созданных по заказу Товарищества Уральской горнозаводской железной дороги. Предложение запечатлеть ландшафты мест, где пройдет первая в этих краях железнодорожная ветка стал поводом к созданию удивительно романтичных и в то же время реалистичных видов Урала.  

Перед нами картина художника Ильи Остроухова «Речка в полдень. Купавы на пруду» (1892) — простой, типичный для средней полосы мотив: полуденный зной, тенистые деревья, цветы на водной глади — июль, «макушка лета». Художник подробно детализирует изображение,  выписывает каждую травинку, каждый цветок. Стоя перед этой картиной, можно ощутить лето физически. Полотном можно любоваться в постоянной экспозиции галереи, где оно находится с 1926 года – с момента поступления в музей. 

Еще один летний шедевр, соседствующий в экспозиции с картиной Остроухова – «Облака» тончайшего мастера пленэра Василия Поленова. Его творчество – совершенно новый этап в понимании и развитии реализма. Свежесть восприятия здесь сочетаются с верностью натуре, передачей тончайших нюансов и оттенков цвета, живопись полна едва уловимых рефлексов. Свет, его потоки пронизывают облака, отражаются в водах реки.

Напоен солнцем и зноем этюд Архипа Куинджи «Стволы берез» (1879). На фоне голубизны неба затененные участки леса подчеркивают сверкающую на летнем солнце белизну березовых стволов. Невероятно точная передача световых потоков, особенная любовь к жизни и ко всему окружающему ощущается в этом маленьком полотне. Современники часто называли Куинджи «художником света» и это определение как нельзя лучше подходит для мастера.

Две картины с одинаковыми названиями «Летний пейзаж», принадлежащих Ефиму Волкову и Сергею Егорнову (обе 1910), скорее всего, зрителям незнакомы – они хранятся в запасниках галереи. Ефим Волков некоторое время работал с И.И. Шишкиным и не избежал в своем творчестве его влияния. Мотив — уходящая вглубь леса дорога, освещенная лучами летнего полуденного солнца. Автор оживляет пейзаж фигурками людей разной сословной принадлежности: дамы с зонтиками и девочки в светлых платьях, и крестьянки, что некоторым образом намекает на развитие сюжета. 

Художник Сергей Егорнов, вдохновлявшийся творчеством Левитана и Поленова, развивал традиции пленэрной живописи: впечатляющее полотно «Летний пейзаж» (1910) великолепно передает глубокое синее небо с белыми кучевыми облаками, рефлексы света на водной глади. Мастер «населил» пейзаж, изобразив фигурки людей и животных на берегу, парусную лодку, скользящую по водной глади.

Одна из любимых картин наших зрителей – «Игра теней» (1911) Владимира Плотникова представляет летнюю усадебную тему: уголок летнего сада со столом и самоваром. Людей мы не видим, но их присутствие ощущается. Светло, уютно. Причудливо сплетенные ветви старых деревьев отбрасывают цветные тени на белую стену дома, аллею, скатерть на столе. Эти тени подвижны, они объединяют композиционно все изображение и оставляют ощущение душевной ясности и гармонии. 

Картина Петра Евстафьева «В саду» (1913) создана художником в период жизни в Перми. Ученик Дмитрия Кардовского, он преподавал рисование в гимназиях Перми в 1911-1918 годах, был членом Пермского общества любителей живописи ваяния и зодчества. Полотно написано на пленэре: лето, заросли сада, прохлада в жаркий летний день. За столом, покрытым белой скатертью, и сервированным к чаю, две чуть склоненные фигуры. Настроение полотна передает гармонию людей и природы, милый провинциальный быт.

К этому же периоду – началу ХХ века – относится работа Леонарда Туржанского «Август месяц» (1912). Художник находил красоту в незначительных мотивах, но благодаря живописному дару незамысловатые сюжеты превращались  у него в истинные произведения искусства.

Занимая в пейзаже серьезные позиции, лето обосновалось и в других жанрах. Желание и умение вписать своих героев в «летние обстоятельства» мы видим во многих портретах, но не всегда, всматриваясь в лица, сразу замечаем это. А между тем, женские и детские летние образы всегда особенно прекрасны.  Перед нами «Портрет  дочери и сына О.П. Волконской» 1882, работы Николая Ге, из постоянной экспозиции Пермской галереи. Образы  мальчика в матроске и девушки в голубом платье торжественны и, вместе с тем, благородны и просты. Дети написаны в усадебной беседке на фоне густой листвы деревьев и вазона с цветами. Эта природная аура летнего дня подчеркивает задушевность образов. 

Ребенок совершенно из другой эпохи — советской, появляется перед нами в работе Елены Романовой «У сестры свадьба» 1977, и лето на картине  не изысканно-усадебное, а деревенское, раздольное. 

Тема деревни летом звучит и в произведении пермского художника Валентина Жданова «Двор моего детства» 2002. Многие наши зрители старшего поколения наверняка хранят в душе воспоминание о летних каникулах, которые они проводили у бабушки или родственников в деревне. Заросший травой двор, старенький деревянный дом и абсолютная свобода бытия. Это остается в памяти на всю жизнь. 

Не менее прекрасны  и женские образы на фоне лета. Мы встречаемся глазами с молодой женщиной в светлом платье, освещенной солнцем, сидящей в саду, на голове модели очаровательная соломенная шляпка, за  спиной — зелень листвы, на столе стакан молока и тарелка клубники.  Это ли не олицетворение лета? Перед нами «Портрет Н.К.Пименовой» 1974, единственной музы и жены известного советского художника Юрия Пименова. 

А как чудесны летние натюрморты!  Сколько в них солнца, цвета, радости жизни.  Корзина с фруктами, на фоне раскидистого дерева с пышной листвой – любимый прием художника Ивана Хруцкого, стоявшего у истоков русского натюрморта. Мы с вами у полотна «Фрукты» из постоянной экспозиции пермской галереи. В работе мастера чувствуется влияние голландских и фламандских мастеров, однако его нельзя обвинить в плагиате, Хруцкий выработал свою манеру, свой узнаваемый почерк. Сочность летних даров, точная передача их фактуры, «осязаемость» изображенных, источающих сок плодов — гимн летнему изобилию природы. 

Завораживающе прекрасны и скромны одновременно рисунки на летнюю тему художников разных поколений и стилей: «Натюрморт» 1905 года Виктора Борисова-Мусатова и «Цветы и колосья» 1995 года  Олега Коровина. Букет полевых цветов в синем кувшине и в простой стеклянной банке — такие разные, и в том и другом  рисунке хорошо чувствуется эпоха, но их роднит и объединяет лиричность рассказа о незамысловатых и душевных цветах русских полей и лугов. Мастер рубежа ХIХ и ХХ века Виктор Борисов-Мусатов и его коллега по цеху пермский художник советской эпохи Олег Коровин даже в простом мотиве видели глубокий символ и смысл.

Особая и интересная тема, которая, я уверена, будет интересна и зрителям — лето советской эпохи. Картина Александра Дейнеки «Крымские пионеры» 1934, замысел которой пришел к художнику на раскаленной от летнего солнца севастопольской набережной,  великолепно передает время, в которое создавалась работа.   Перед нами детство, лето, солнце, море, а если коротко — просто счастье. Давно уже нет той советской страны, а картина живет своей жизнью. Она востребована у зрителя, а это значит,что художнику удается даже сейчас, во времена иных приоритетов сказать нам с вами что-то важное. 

Мягкие, излучающие свет акварели Бориса Ермолаева «Центральный парк культуры и отдыха. Праздник ВМФ» 1954 и летний пейзаж «Паланга» 1973, написанный в Доме творчества художников  в прекрасном приморском балтийском городе.

Панорамна, написана с масштабным размахом картина Лидии Бродской «Края родные» 1950. Настоящий и глубокий художник-реалист, она любила писать пейзажи, еще не тронутые рукой человека. Картина из пермского собрания погружает нас в лето, в предутренний покой, мы ощущаем всю прелесть тишины могучего леса и любуемся величественной родной природой. Картина была  популярна в 1950-е годы, воспроизводилась во многих печатных изданиях. В наши дни  имя художницы и ее произведения знают немногие.

Удивительно сказочны по своему языку, но при этом предельно реалистичны акварели Владимира Милашевского, известного иллюстратора, с книгами которого выросло не одно поколение советских мальчишек и девчонок: «Кинешма» 1933 и «Ярославль» 1966 с уютными летними видами древних приволжских городов. 

Оторваться от многообразия истинно прекрасных работ трудно. В пермском собрании можно найти огромное количество произведений с летней тематикой. Лето — пора творческих поездок, выездов на пленэр, и мастера кисти всегда ценили это время и умели остановить прекрасное мгновение на полотне и листе бумаги. Проходят десятилетия и даже столетия, а работы настоящих мастеров не стареют,  и все так же радуют  зрителей.  Смотрите их, знакомьтесь, наслаждайтесь «летне-творческим»  многообразием, смакуйте удовольствие, и верьте: лето к нам обязательно вернется! И здесь как нельзя кстати вспоминаются слова великого фантаста Рея Бредбери: «Август надо цедить медленно, как грушевый ликер. Наливать в маленькую рюмочку, отхлебывать по капельке, а сквозь рюмочку смотреть на солнце… И заклинаю вас. Ну не вопите вы на всех углах: «Ой. Вот и август, вот и осень»…

Ну куда вы торопитесь? Остановите часы. Пейте по капле…»

ЛЕТО НА ПОЛОТНАХ ХУДОЖНИКОВ. ИЗ СОБРАНИЯ ПЕРМСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ. АЛЬБОМЫ:

Загрузка