Поиск
Художники

В зеркале XX века

                           Хочу у зеркала, где муть
                           И сон туманящий, 
                           Я выпытать – куда Вам 
                           Путь
                           И где пристанище…

                                                              Марина Цветаева

Зеркало — какой простой и одновременно сложный предмет, знакомый каждому. Используя зеркала в своей повседневности, мы настолько привыкли к их присутствию в жизни, что нам трудно представить, что они были с человеком не всегда. Вообразите: наши далекие предки для того, чтобы увидеть свое отражение, искали водоем со стоячей водой, и лишь с созданием зеркал из полированного камня, а чуть позднее металла (случилось это задолго до нашей эры), процесс начал упрощаться. Первое упоминание о зеркалах из стекла появляется в I веке нашей эры на территории современного Ливана, а в Европу это изобретение приходит лишь в XIII веке. До России же предмет, известный с древнейших времен, добрался еще позднее. Как и многие привычные для нас сейчас вещи, зеркало массово появляется и, что немаловажно, разрешается к применению в нашем отечестве лишь в конце ХVII века. Первая мануфактура по производству зеркал открылась в Москве в 1706 году при  Петре I, которому мы обязаны многими нововведениями в быту и общественной жизни. Зеркало постепенно становится непременным атрибутом  жизни как аристократии, так и простых людей. Зеркала — настенные и напольные, ручные и настольные, – помимо прямого предназначения были и прекрасным, как правило, богатым украшением интерьера, в своем оформлении отражая меняющееся время, эпоху,  стиль. Даже сейчас, в современном мире глобальной цифровизации значение этого «кусочка стекла с амальгамой» огромно. Оно используется едва ли не во всех областях человеческой деятельности. Но есть у зеркал помимо практического назначения и свой особый, таинственный, магический смысл, позволяющий заглянуть в «другой», неведомый мир, в зазеркалье. За зеркалом тянется шлейф поверий, легенд и загадок, которые дожили и до наших дней. Шло время, проходили столетия, изменялось сознание — из мифологического оно трансформировалось в рационалистическое, и сегодня нас трудно чем-то удивить и заставить во что-то поверить, но к зеркалам мы по-прежнему относимся с уважением и легким трепетом, оберегая их и выполняя старинные ритуалы (например, заглядываем в зеркало, возвратившись за забытой вещью).

Не оставляют вниманием «зеркальную тему» и люди искусства. Художники-живописцы и рисовальщики начали изображать на своих полотнах зеркала очень давно, чаще всего для них это был не просто предмет, но знак: с его помощью мастера могли наделять изображение глубоким смыслом, иносказанием.

Изысканные зеркала усадебного интерьера, непритязательные сельские в простой деревянной раме, зеркала художника — непременный атрибут мастерской – и зеркала-«окна», погружающие в «иную реальность» – все это богатство и многообразие можно найти в коллекции Пермской галереи. В потускневшем стекле на картинах отражаются  интерьеры и лица, но в первую очередь — эпоха, в которую они создавались. 

Так сложилось, что в Пермском собрании зеркала «обосновались» в основном в произведениях художников ХХ века. Давайте заглянем в  них, уверена, мы найдем в их отражениях много интересного. Мы не просто «пролистаем» произведения с изображением этого предмета, но в беспристрастной зеркальной глубине постараемся увидеть и почувствовать ХХ век с его меняющимися приоритетами и вечными ценностями. Ведь каждый художник, как и зеркало, в своем творчестве стремится по-своему отразить жизнь. «Отражение» — магическое действо, всегда, во все времена делавшее настоящего мастера зеркалом эпохи. 

          Тревожное начало двадцатого столетия – революции, войны – время глобальных исторических событий, перевернувших судьбы мира. Художественная жизнь бурлит, появляются новые течения, стили, мастера осваивают новые темы. Но, как ни парадоксально, а скорее именно потому, что ощущение тревоги витало в воздухе в это время неопределенности и надвигающихся перемен, в русском искусстве широко распространяется  усадебная тема, тема гармонии и красоты, ускользающей, размеренной жизни. Пышные дворцовые комплексы и скромные сельские особняки, конечно же, не могли обойтись в своих интерьерах без зеркал.

Перед нами картина художника Петра Петровичева «Интерьер усадьбы Кусково» 1913. Этот прекрасный, но практически незнакомый современному зрителю живописец часто обращался  к дворцам-усадьбам XVIII века, среди которых особое внимание уделял подмосковной вотчине графов Шереметевых – Кусково – редкому по красоте образцу загородного дома. Еще будучи учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Петровичев под руководством Левитана писал в Кусково этюды и пейзажи. Видимо, уже в это время усадьба пленила его своей красотой. Художник создает пейзажные виды ансамбля с дворцом, церковью, раскинувшимися на берегу пруда, но особое внимание мастера привлекают дворцовые залы, и он пишет целый ряд картин, воспроизводящих различные интерьеры дворца. На пермской работе изображен внутренний вид дворцовых комнат. Изысканные гобелены на стенах, мраморные бюсты, старинная мебель, лучи солнца из окон падают на большой блекло-красный ковер. В простенке между окон высокие зеркала в золоченых багетных рамах. Резьба по дереву и лепнина из папье-маше, зеркала и осветительные приборы были особой гордостью дворца. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера...

Еще один интерьер, датированный тем же 1913 годом, зрителям Пермской галереи знаком хорошо. В старинную помещичью усадьбу Гарусово, расположенную на берегу озера Удомля в 1913 году приезжает художник Моравов  с молодой женой.  Именно она — девушка с чуть вьющимися волосами, стриженная по последней предвоенной моде, и послужила моделью для картины «Интерьер». Эта картина любима зрителями и за невероятную детализацию интерьера усадьбы. Здесь как будто бы воплотились все самые красивые и традиционные внешние формы усадебной жизни, а центральное  место в интерьере этого оазиса гармонии занимает зеркало-трельяж, заставленное приятными, дорогими сердцу безделушками. Удивительно живописно написаны и объединены старинная мебель, светлая балюстрада веранды, молодая женщина с письмом, сидящая на подоконнике открытого в сад окна – детали неспешного и мирного времени. Уют, комфорт, размеренный образ жизни – философия дворянского стиля… Ностальгические настроения перед этим полотном, ощущение уходящей натуры испытывают многие.

Проходит всего 20 лет, и жизнь меняется диаметрально — на  картине Файзрахмана Аминова перед нами другой мир и другие герои. Полотно «Красноармейская казарма — школа культурного быта» 1933 представляет подтянутых красноармейцев за утренним туалетом перед большим лаконичным зеркалом во всю стену. Бодрая, агитационно-идеализированная сцена, показывающая новый быт в армии  действительности не соответствовала, но вот  аскетический, без излишеств интерьер, его холодноватая новая эстетика — действительные реалии времени.

Шли годы, художники нового советского времени осваивали язык живописи соцреализма, но не отреклись и от традиций, заложенных их предшественниками. Им оставались интересны «вечные темы», хотя и вписанные в иную реальность. Все так же популярны были женские портреты у зеркала. В нашей коллекции это «Портрет жены» 1934 Федора Антонова, где молодая стройная блондинка с закинутыми к голове руками (достаточно традиционная поза для портретов у зеркала) отражается в темной глубине стекла.

Это и работа «Портрет Шуваловой у зеркала» 1939 Ильи Каца, творчество которого широкому зрителю практически неизвестно, но высоко оценивается профессионалами. Художник считался приверженцем «сезанизма», что позволяло ему уходить от  холодности официального стиля соцреализма. Илья Кац делал упор на цвет и прекрасно с ним работал. Для него был характерен серебристый колорит и мягкие тона и именно с помощью цвета мастер достигал композиционного единства пространства и формы. Портретов в творчестве Каца немного – в основном он писал морские пейзажи. На холсте из Пермской коллекции – вечный сюжет: молодая женщина в нежно-розовой блузке сидит перед небольшим настольным зеркалом, вполоборота к зрителю.  Гармония, неподвластная времени.

Выдающийся русский мастер Юрий Пименов, вошедший своим ярким творчеством в историю советского искусства, представлен в собрании Пермской галереи живописной работой на любимую им театральную тему — «Балетная пачка» 1972. Юная хрупкая балерина и две мастерицы пошивочного цеха примеряют и подгоняют по фигуре балетную пачку. Это действо разворачивается перед роскошным старинным трюмо в резной деревянной раме, украшающим интерьер мастерской. Зеркало, как свидетель театральных триумфов, живет здесь с основания театра и хранит воспоминания о балетных звездах прошлого.  Красивая театральная сказка. 

        А вот пермский художник Анатолий Филимонов подает в своей картине «Перед зеркалом», выполненной в гротесковой манере, этот предмет, как один из атрибутов мещанства. Его серия «Современные мещане» была создана в 1979 году и была направлена на борьбу с этим осуждаемым явлением.

       Находят в советском искусстве место и автопортреты перед зеркалом, где оно намеренно не прячется, а становится своеобразным и важным «действующим лицом». Советский художник большого дарования, сейчас, к сожалению, незаслуженно забытый — Евсей Моисеенко, в «Автопортрете с женой» 1977 года использовал интересный прием, известный художникам достаточно давно: свою  жену, ленинградского скульптора Валентину Рыбалко, он помещает в центре композиции лицом к зрителю,  сам же мастер в этом двойном портрете предстает отраженным в зеркале, висящем на стене за написанием этого самого портрета.

        Прием «автопортрета-отражения» использовала и известная российская художница Татьяна Назаренко в картине «Большое окно» 1985. Перед нами огромное, во всю стену мастерской окно, с видом на московские крыши, заставленное художественными атрибутами. На его фоне большое старинное зеркало с отражением в рост самой художницы. Это тоже своеобразное «окно», представляющее раскрывающее зрителю личность мастера. 

      Очень интересно и загадочно используется зеркало в картине Игоря Пчельникова «Читающая. Портрет матери» 1980. Это двойной портрет родителей художника — мать лежит, углубившись в книгу, а из другого мира, «зазеркалья» со стены на нее смотрит  ушедший отец. 

      Внимательно всматривающимся в свое отражение в зеркале запечатлел себя в полотне «Наедине с самим собой» 2015 года и известный российский художник Сергей Гавриляченко. Мастер, склонный к созданию полотен философского содержания, в автопортрете изобразил  момент подведения определенных итогов, когда он сам себе дает отчет о пройденном пути, размышляет  о творческих горизонтах.

Зеркало как важный атрибут творческого мира мы встречаем и у пермского  живописца Татьяны Нечеухиной в интерьере ее «Мастерской» 2017: помимо мольбертов, неоконченных холстов, мы видим портрет-отражение самой художницы.

Интерьеры в рисунках «Уголок комнаты» 1942 Ивана Россика и «Зеркальный шкаф» 1970 Бориса Ермолаева, натюрморт «Будильник перед зеркалом» 1973 Василия Власова легко и безошибочно переносят нас в теперь уже такое далекое советское прошлое, скрывшееся за горизонтом. Узнаваемые детали интерьера, предметы мебели, зеркала, существующие уже с приставкой «ретро», сохранили для потомков «вкус» времени.

Зеркала в жизни. Зеркала в искусстве… Однажды, придя к человеку, они остались с ним навсегда. Идут тысячелетия, меняется мир, что-то отбрасывается, что-то изобретается, но зеркала были, есть и будут всегда.  Они манят своей глубиной, и поэты и художники будущих поколений не перестанут с их  помощью открывать «новые-старые» истины. Ведь в сущности, маленькое зеркало — это модель большой Вселенной, и все и вся вокруг человека – это разные грани отражения его самого. И, как говорил об этом феномене писатель и философ Пауло Коэльо:  «Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение».

_______

Статья подготовлена в рамках акции “Музейные зеркала” к 100-летию музея-усадьбы “Ясная поляна”

 

 

Загрузка