Поиск
История галереи

Евгения - благородная

                                                              Без возврата к основам культуры
                                                              невозможно творить для будущего
                                                                                       Сергей Эйзенштейн

30 ноября 2021 исполнилось 100 лет со дня рождения искусствоведа, пропагандиста и исследователя уральского искусства — Евгении Ивановны Егоровой (1921 – 2009). Представить себе историю Пермской художественной галереи без этой хрупкой, интеллигентной женщины совершенно невозможно, она из поколения музейщиков, пришедших в профессию в непростые сороковые годы и посвятивших любимому делу всю жизнь без остатка. 

Женя Егорова родилась в маленьком старинном городке Оса Пермской губернии в 1921, за год до окончания гражданской войны и открытия Пермской художественной галереи. Судьбы почти ровесников – галереи и Евгении – тесно переплетутся позже, а пока, в 1920-е, все было непросто. Очень рано, в шестилетнем возрасте, Женя и ее крохотная сестра Аделаида осиротели. После смерти матери девочек берет на воспитание бабушка. Переживания детства закалили и сблизили сестер, всю жизнь они будут близко общаться, поддерживать друг друга. Можно предположить, что культуру, тягу к знаниям, «исследовательский» характер привила сестрам именно бабушка, их воспитавшая. Повзрослев, сестры Егоровы внесли огромный вклад в науку и культуру Прикамья, хотя сферы их интересов были совершенно различны. Евгения, окончив в 1946 году Пермский университет, становится филологом, выбирает местом работы Пермскую галерею и посвящает свою жизнь искусству, спасает от забвения глубинные пласты культуры Пермского края. В 1992 становится Заслуженным работником культуры РСФСР. Аделаида получает профессию врача, защищает докторскую диссертацию, стоит у истоков создания Педиатрического факультета в Пермском медицинском институте, спасает бесценные детские жизни.

В трудовой книжке Евгении Ивановны Егоровой только одна запись — «принята в Пермскую галерею в 1946. Директор Н.Н. Серебренников». Сухие строчки, за которыми — судьба. Долгие годы работы рука об руку с легендарным Николаем Николаевичем Серебренниковым, директором и главным хранителем галереи были благодатны для молодого специалиста. Вдохновленная его примером, Евгения увлекается исследованием истории культуры края и успевает за свою жизнь необычайно много. Первые десятилетия работы в «храме искусства» Егорова возглавляет научную библиотеку, комплектует бесценный фонд печатных изданий, которые не теряют своей значимости с годами. Современное убеждение, что в интернете можно найти все, меркнет перед старинными фолиантами и маленькими брошюрами, каталогами и научными сборниками, позволяющими не просто получить отрывочные знания, но и "зарыться” в историю вопроса, найти ускользнувшие от современников факты, да и что там говорить — просто получить удовольствие от общения с книгой.

Я хорошо помню первое впечатление от встречи с Евгенией Ивановной, когда мы, молодые сотрудники, попали в небольшое пространство, заставленное высокими старинными стеллажами с книгами, и она, от этого соседства как-то особенно миниатюрная «хозяйка» библиотечного царства, сдержанно и с достоинством отвечала на наши вопросы. Спокойно и несуетно делала она большое дело, и библиотечный фонд, сформированный ею в период тотального книжного дефицита в те, уже сейчас далекие 1950-е – 1980-е годы, бесценен.

              За шестьдесят с лишним лет работы в галерее Евгения Егорова успела попробовать себя почти во всех музейных «активностях» — ездила в экспедиции по сбору экспонатов в Прикамскую глубинку, организовывала в селах и городах передвижные выставки, сформировала передвижной фонд из произведений высокого художественного уровня, в дальнейшем вошедших в основную коллекцию. И, что немаловажно, всегда и везде – в сельском клубе, на ферме, в среде научной интеллигенции –, эта спокойная, немногословная женщина сразу становилась своей, располагала к себе.

           Галерея была для Евгении Ивановны не только и не столько местом работы, но любовью всей жизни, любовью деятельной, самоотверженной, преданной. Возглавляя отдел региональных исследований галереи, Егорова смогла практически «объять необъятное» – многие темы, ставшие впоследствии «брендами» галереи: искусство Строгановских вотчин, наследие крепостных живописцев и иконописцев Пермского Прикамья, творчество братьев Василия и Петра Верещагиных, художественное образование и музейное дело в Пермской губернии начинала исследовать именно она. Участие в крупных культурологических проектах галереи, конференциях, выставках было неотъемлемой частью жизни Евгении Егоровой — истинного музейщика, для которого интересы музея были превыше всего. 

Именно благодаря таким подвижникам мы сейчас можем гордиться столетней историей нашей галереи. Велика роль Евгении Ивановны и в формировании основных фондов коллекции. Хорошо зная культурологическую среду старой интеллигенции Перми, Евгения Ивановна внесла огромный вклад в комплектование коллекции произведений и архива галереи. Живопись пермских художников рубежа ХIХ–ХХ веков — Ивана Туранского, Павла Евстафьева, графика Ивана Чиркова были переданы в собрание благодаря дружбе Егоровой с одним из них – на тот момент старейшим художником Перми Иваном Туранским. 

Многолетнее сердечное общение с пермскими художниками Анатолием Тумбасовым, Олегом Коровиным, Виктором Кузиным способствовало поступлению в собрание и их произведений.

Одной из значимых тем, которой Евгения Ивановна занималась в последние годы, было составление и изучение родословной семьи Дягилевых. Сбор документов и фотографий, переписка с представителями рода, приглашение их в Пермь, участие в разработке программ Дягилевских дней в Перми и в их проведении в 1987, 1989, 1993, 1998 годах — все это она делала, как всегда, серьезно, ответственно, с огромной отдачей и интересом.

Большая, насыщенная жизнь, огромное количество культурных тем, которые удалось раскрыть, имена, буквально спасенные от забвения, статьи и исследования, атрибуции и выставки — ежедневная кропотливая работа, без которой не сложилась бы мозаика нашего пермского культурного прошлого. Будучи очень скромным человеком, Евгения Ивановна не стремилась к высоким должностям, пиару и почестям, она ежедневно и ежечасно занималась делом, любимым делом. И, как говорит мудрая древнекитайская пословица, «Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки». Хочется, чтобы о таких людях помнили…

Загрузка