Поиск
Художники

Пермь, далекая — близкая. Прогулки по городу с Иваном Туранским

Я однажды вернулся туда,
В тихий город, — сквозь
Дни и года.  
/Роберт Рождественский/            

 

Декабрь, зима, еще чуть-чуть – и закончится 2021 год. Идет снег, и побелевший город меняется, приобретает «иные» очертания — становится мягче, уютнее. Выжившие в угаре модернизации немногочисленные старинные особнячки притягивают взор. Так хочется представить их уже несуществующих (снесенных) соседей, прогуляться по улицам Перми cтолетней давности. Мечта? Да нет, я думаю, это возможно. Давайте последуем городской моде — бродить по улицам под водительством экскурсовода и пытаться воскресить былое. Избрав такой формат, мы отправимся на прогулку с гидом-художником, которому вполне можно доверять: он прожил здесь восемьдесят лет, любил Пермь — парадную и будничную, летнюю и, особенно, зимнюю. Маленькие уютные дворики и богатые особняки, соборы, красавица и трудяга Кама – все это он переносил на свои холсты и мечтал о персональной выставке, которая, увы, так и не случилась.

В уходящем году исполнилось 130 лет со дня рождения и 40 лет со дня смерти интересного, талантливого пермского художника и педагога Ивана Ивановича Туранского (1891-1981) — личности, много сделавшей для нашего города и края. Мастер, проживший долгую и плодотворную жизнь в Перми, известен сегодня лишь очень узкому кругу любителей и краеведов. А между тем, он сам и его работы достойны широкого зрительского внимания.

Итак, знакомьтесь: наш сегодняшний гид – Иван Туранский.

На рисунке из коллекции оригинальной графики Пермской галереи аристократичный, худощавый мужчина в широкополой шляпе с мягкими полями, взгляд его проницателен и чуть отстранен – все в духе времени. Молодой художник, тогда еще студент Пензенского художественного училища, создал автопортрет в 1915, и в этой работе уже чувствуется рука мастера. Творческий путь в самом начале, линия жизни определена — живопись и художественная педагогика, сбывается все, о чем Иван мечтал с детства.

Желание заниматься изобразительным искусством проснулось в мальчике рано: в пермской мужской классической гимназии, где он учился, ему посчастливилось попасть в руки Африкана Шанина – живописца, стоявшего у истоков художественного образования в Перми. Это во многом решило судьбу талантливого подростка. В 1909, окончив гимназический курс, Иван отправляется в Пензу в училище имени Н.Д. Селиверстова, которое в начале ХХ века было одним из ведущих художественных образовательных заведений в России. Девять лет начинающий художник постигал тайны живописного ремесла, участвовал в выставках. Как он вспоминал в своей автобиографии «дневал и ночевал в художественном музее и обширной библиотеке училища, черпая знания из всего, что можно было собрать».

В 1918 Иван Туранский возвращается в Пермь, и с этого момента до самой кончины в 1981 он учит изобразительному искусству пермяков. В 1918 организовывает с художниками Чирковым и Гущиным курсы живописи и рисования при Пролеткульте, а затем Художественное народное училище. В 1919 работает в Высших художественных мастерских с Субботиным-Пермяком, преподает изобразительное искусство на курсах и в школах города. Но главным детищем мастера стала открытая в 1921 «Школа И.И. Туранского», которая просуществовала до 1931 и дала навыки основ изобразительного искусства десяткам учеников, многие из которых выбрали в дальнейшем художественную стезю. До конца своей жизни Иван Иванович не выпускал из своих рук кисти. Преподавая изобразительное искусство в школах и вузах Перми, он много работал творчески, и его светлые, гармоничные по настроению пейзажи и натюрморты, портреты и жанровые сцены остались зрителям. Статного, подтянутого, невероятно доброжелательного человека с мольбертом можно было увидеть на улицах, и в тихих двориках, и часто на берегу Камы, которую он очень любил. К нашей огромной радости, семья Ивана Туранского передала его значительное наследие в фонды Пермской галереи, и мы можем любоваться ими.

Сегодня вместе с мастером мы прогуляемся по старой центральной части нашего города и, что особенно здорово, совершим путешествие во времени — «поплутаем в ХХ столетии», Пермская галерея и Иван Туранский дают нам такую возможность. Словно мозаика, из небольших по размеру полотен мастера складывается уникальная картина жизни Перми на протяжении десятков лет: 1910-е, 1920-е, 1960-е... И пусть Вас не смущают частые смены сезонов на нашем пути. Иван Туранский любил и писал Пермь в любые времена года. Итак…

Собираемся у Пермской (Сибирской) заставы.

Совсем юный художник в 1910 году запечатлел въездные обелиски, стоявшие на границах города с 1824 года. Именно в этом году к приезду императора Александра I прогнившие верстовые столбы, стоявшие в начале и конце Загородного бульвара, были заменены на обелиски, увенчанные орлами. Застав было две — Сибирская и Казанская. Александр I въезжал в Пермь 30 сентября через Сибирскую заставу, а уезжал 3 октября через Казанскую.

К этому же визиту были сооружены на самой зеленой улице города, Оханской, две белоснежные ротонды авторства архитектора Свиязева. Одной из них, стоявшей на берегу Камы, уже давно нет, а ротонда, украшавшая Загородный сад, выжила, и мы можем любоваться ею в наши дни.

Мы продолжаем свой путь по улице Сибирской. На углу с Екатерининской находится дом наследницы большого состояния Елизаветы Любимовой. По проекту архитектора Турчевича для себя она построила особняк в стиле модерн с элементами эклектики. «С правой стороны дома был небольшой фонтан. От калитки до центрального входа вела лестница, заканчивавшаяся вазами для цветов», – пишет краевед Елена Спешилова в своей книге «Старая Пермь».

Жанровая композиция «На террасе. Лестница у Любимовой» (1910-е) переносит нас с Вами в теплый летний день. Пышная зелень, цветы в массивной белой вазе, женщина в яркой одежде, поднимающаяся по лестнице — все это подано в импрессионистической манере – живо, темпераментно.

Привлек художника и еще один исключительный по красоте особняк, построенный тем же Турчевичем для пароходчика и мецената Николая Мешкова на улице Монастырской. Необычен ракурс, взгляд из внутреннего пространства дома на веранду, ограниченную балюстрадой с декоративными вазами.

«Подвесной сад Н. Мешкова» (1910-е) — легкий, светлый, живописный – приоткрывает нам малознакомую страницу пермской жизни. 

Многочисленные зимние и летние виды Перми, оставленные нам Иваном Туранским, не всегда дают возможность провести точную идентификацию адреса, но может быть, именно такая «тайна места» делает эти пейзажи ностальгически обаятельными, передающими аромат ушедшей эпохи.

 

 

Художник часто рисует зимний город, подмечает детали, передает снежную, морозную дымку короткого зимнего дня и под его кистью «Извозчик» (1910), становится образом неспешной, размеренной жизни губернского города более чем столетней давности.

Спускаясь по улице Сибирской к Каме, мы минуем непривычную для нас сегодняшних улицу Петропавловскую, «разрезающую» Театральный сквер.

Этюд «Зимний день», написанный с натуры, создает ощущение пасмурного зимнего дня и запечатлевает характерные приметы ушедшей эпохи — афишную тумбу начала ХХ века, невысокий забор в левой части картины. До 1918 года это место выглядело именно так.

С интересного ракурса запечатлена и «Богородицкая церковь в Перми» (1910). Долгие годы мы знали это здание со снесенными куполами, как Фармацевтический институт (академию). Сейчас здание возвращено церкви, восстановлено, но как же интересно увидеть его аутентичный облик в окружении застройки начала ХХ века.

Иван Иванович Туранский часто и в разные годы писал Каму. От пересечения улиц Сибирской и Монастырской вблизи особняка Мешкова открывается завораживающий вид на Камский простор, и художник с особым удовольствием и любовью переносит речную тему на холст.

 

 

С высокой точки камского берега написан и панорамный вид Кафедрального собора (с 1932 года – Художественная галерея).

Дымка морозного дня, величественный силуэт на фоне неба, деревянные домики с занесенными снегом крышами на первом плане — этюд с натуры, обогащенный поэтичным взглядом мастера, влюбленного в родной город.

Бродить по Перми с Иваном Туранским, перемещаясь в пространстве и времени, можно бесконечно. Шли годы, ускорялась жизнь, кардинально менялся город и река, извозчиков сменили трамваи и автобусы, на смену старым домикам пришли многоэтажки, но неизменным оставалось желание художника рисовать и поэтизировать окружающую его городскую действительность.

 

 

Когда смотришь на небольшие по размеру виды Перми работы Туранского, понимаешь, что в них вложена большая душа. И вспоминаются слова Эриха Марии Ремарка: «Самый чудесный город – это тот, где человек счастлив».

 

Загрузка