Поиск
История галереи

Битва за богов

 11 сентября 1938 года   во все государственные учреждения города Перми поступила газета «Уральский рабочий» №209  - рупор Свердловского областного комитета ВКП(б). В то время Пермь входила в состав Свердловской области, и публикация любого критического материала в областной газете всегда имела последствия. Статья, на которую спешно среагировал горком партии и партийная организация Пермского Госмузея называлась «Под маркой музея» и была опубликована в разделе «Письма в редакцию». 

 Автор статьи, некто Д. Владимирский, разносит “в пух и прах” экспозицию Пермской деревянной скульптуры, которую он увидел в Пермской галерее.  

«Экспозиция отдела составлена по принципу психологической выразительности пермских «богов», без объяснений, без этикеток. В отделе – ни одного политического лозунга, ни одной антирелигиозной цитаты. Распятые «христы» висят на щитах красного фона, а под одной из церковных цитат то ли по недомыслию, то ли по вражескому умыслу написали одну из статей Сталинской конституции. Эту политически вредную экспозицию дополняет не менее вредная книга «Пермская деревянная скульптура», выпущенная в свет  десять лет тому назад.  На протяжении многих страниц автор этой книги, он же директор галереи Серебренников, грубо фальсифицирует историю, клевещет на жителей Пермского края, проповедует поповщину. … Отдел деревянной скульптуры Пермской художественной галереи является сегодня ничем иным,  как рассадником грубого невежества, поповского дурмана, а монография, посвященная этому отделу, вредной книгой. Пермский горком ВКП(б) должен, наконец, заинтересоваться этим делом и, реализуя указание партии о ликвидации последствий вредительства, сделать практические выводы.» 

 14 сентября было срочно собрано Внеочередное партийное собрание парторганизации Госмузея с повесткой дня: Разбор заметки в газ. «Уральский рабочий» от 10.09.1938 «Под маркой музея». 

Далее приводим цитаты из протокола собрания: 

«Вопрос: Сознался ли Серебренников во вредности отдела Деревянной скульптуры и своей книги или отрицает?

ПИГАСОВ: В этом вопросе наша партгруппа показала лицо своей близорукости, мы не обращали внимание на работу галлереи.  Если бы заинтересовались антирелигиозной работой раньше, то мы это давно переделали. …

АРТЕМЬЕВА:  Парторганизация и я виноваты в том, что не обращали внимания на отдел деревянной скульптуры. В нашем отделе деревянной скульптуры нет лозунгов, но они были и нам предложено было снять /по типу Третьяковской галлереи/. … Отдел надо закрыть и перестроить. Владимирский вместо того, чтоб помочь перестроить написал статью, где облил грязью всю нашу область.

ЛЯКИШЕВ: Мы виноваты в том, что не проанализировали состояние этого отдела…. 

ГУРЬЕВ: Раздел Художественной галлереи был предназначен для антирелигиозного музея, и поэтому когда переделали оголились стены и получилось, что здесь не антирелигиозный музей,  а скорее религиозный. В отношении книги надо сказать, чтоб Серебренников написал о своих ошибках в книге деревянной скульптуры и опубликовал их в печати. Надо решить окончательно вопрос о существовании деревянной скульптуры передать её музею или оставить при галлерее, но перестроить её на марксистской основе. 

КАТАЕВ:  Я считаю, что Серебренников и Артемьева оба лавируют, сегодня признают правильным ошибки, а когда раньше говорили, не слушали. Дальше: и сейчас Артемьева говорит, что статья верна, а в то же время «Владимирский пыль пустил и т.д.»…. Никакой не научной ни антирелигиозной обработки нет. Когда говорили Серебренникову, он говорил, что это не полагается, а сейчас после статьи говорит иначе.  Книга его вредный – контрреволюционный шовинизм. Пигасов говорит, что парторганизация прохлопала – это верно отчасти. Наша вина в том, что мы не поставили этого вопроса официально через партгруппу, но об этих вопросах я ставил. Сначала пришёл в Культпроп Ленинского Р.К , меня отправили в Горком, что дескать это не наше дело. В Горкоме добился я создания комиссии, на бюро предложил резолюцию о вредности экспозиции деревянной скульптуры, предлагали закрыть, но бюро не приняло. О книге говорил на бюро, приносил Буканову, пришлось его убеждать во вредности этой книги, затем я её отдал в Горлит. На все эти сигналы никакого реагирования. Отдельные члены бюро Горкома встали объективно в защиту этого безобразия.  Мои практические предложения: закрыть отдел деревянной скульптуры на перестройку. Обработать их в тематике,  роспись стен закрыть и использовать для навешивания картин.

Постановили:

1. Заметка правильное, освещение фактов верное.
2. Предложить Артемьевой на научн. и антирелигиозную обработку отдел деревянной скульптуры закрыть. 
3. Партгруппа на принципиальную высоту вопрос от отделе деревянной скульптуры не подняла своевременно, за исключением отдельных коммунистов, а ГК ВКПб не обращал внимание на заявление отдельных коммунистов партгруппы музея, пункты предложенные на бюро ГК ВКПб комиссией от 21 августа предлагающей закрыть отдел деревянной скульптуры на перестройку не были приняты во внимание, чем ГК ВКПб способствовал продолжению показа вредной экспозиции.

4. Обработанную экспозицию разместить в залах художественной галлереи.»

            Из протокола понятно,  что ещё в августе Катаев вносил предложение закрыть экспозицию деревянной скульптуры, но он не был услышан в горкоме.  

Кроме того, выяснилось, что в августе тот же Владимирский, автор сентябрьской  статьи в «Уральском рабочем»,  писал письмо и в Пермский горком. Он настоятельно просил о выделении деревянных скульптур  из Пермской художественной галереи для открывающегося в Свердловске Областного антирелигиозного музея: "Прошу оказать Ваше содействие по изъятию из Художественной галереи нижеследующих экспонатов, являющихся экспонатами религиозного содержания, каковы нужно использовать по прямому назначению в целях антирелигиозной пропаганды».  Далее шёл список из лучших 9-ти скульптур Пермской галереи, описание которых, кстати, взяты из той самой «вредной книги».  И в заключение этой просьбы автор сообщал: «считаю нужным обратить внимание на безобразное использование экспонатов антирелигиозного характера в ПХГ и поэтому полагаю, что вопрос об использовании вышеуказанных экспонатов в целях антирелигиозной пропаганды чрезвычайно назрел и необходимо как можно скорее разрешить вопрос об использовании этих экспонатов в  антирелигиозных целях».  И тут важна подпись -  Ст. научный сотрудник антирелигиозного музея Владимирский. Таким образом, выясняется,  что Владимирский - не простой читатель, а очень заинтересованное лицо. 

     Через 4 дня после внеочередного партсобрания парторганизации Госмузея, т.е 16 сентября 1938 года директор галереи Николай Николаевич Серебренников написал объяснительную в Пермский горком партии и по пунктам ответил на обвинения, выдвинутые в статье.  Надо заметить, что членом партии ВКПб он не был. 

«Это «единственное собрание памятников древне-русской скульптуры» (по выражению знатока русского искусства, известного искусствоведа Игоря Грабаря) пришлось показывать по тому же принципу в художественной галерее, как устроен показ древней иконописи в залах Государственной Третьяковской галерее…» 

«Одна из статей Сталинской конституции (ст.124), написанная на красном полотне, при перемещении на стену в этом отделе оказалась под одной из церковных цитат потому, что по всем стенам тянутся эти церковные надписи. При переустройстве экспозиции это будет устранено»

«Книга «Пермская деревянная скульптура», разрабатывавшаяся мной более 10 лет назад, была первой монографией по русской деревянной скульптуре 17-18 вв., предназначалась как материал предварительного изучения, для научных кругов и после выхода её из печати в 1928 году была оценена положительно во всех рецензиях о ней искусствоведов, историков и краеведов (печатались в 1928-30 гг. в центральных и периферийных изданиях), а Наркопросом  РСФСР книга была премирована.»

     Так же Серебренников пишет о том, что он цитирует ранние издания других авторов и что книга действительно оказалась «незаострённой в антирелигиозном отношении», но не утратила значение справочного материала, что одну треть её составляет инвентарного характера опись деревянных скульптур Пермской галереи».  Кстати, Серебренников встречался с Владимирским, который тайно от него взял экземпляр его книги и не вернул. Упоминает Николай Николаевич и о том, что «начиная с первого её показа в антипасхальную кампанию 1924 года и до последнего времени она оценивалась хорошим пособием для антирелигиозной пропаганды и широко для этого использовалась, - в газетах  о ней писали антирелигиозные статьи, по этой коллекции около 15 лет проводились многочисленные экскурсии мной, и руководствуясь моими инструментами сотрудниками Галлереи и представителями Горсовета Союза воинствующих безбожников и за все время работы не было замечаний о каких-либо неправильностях в работе».  В конце пятистраничной объяснительной Серебренников сетует, что его 15-летняя работа «опорачивается» и просит «тщательно рассмотреть дело и устранить это безусловно неверное ко мне отношение.» 

 По всей видимости, Пермский горком партии удовлетворила такая объяснительная,  никаких «оргвыводов» лично для Серебренникова не последовало. Правда, отдел деревянной скульптуры  был временно закрыт на реорганизацию, но уже в начале 1939 предстал в обновлённом виде. 

 А через 3 недели после выхода статьи Указом Президиума Верховного Совета СССР образована Пермская область, Пермь стала областной столицей и запросы из Свердловска перестали быть обязательными к выполнению.  К сведению, в Свердловске всё-таки был открыт антирелигиозный музей и по иронии судьбы расположился он в доме Ипатьева, где в 1918 году была расстреляна царская семья.

Наш музей сохранил полностью собрание деревянной скульптуры и те образцы, которые требовал когда-то товарищ Владимирский,  по сей день находятся в главной экспозиции галереи, составляя гордость коллекции. 

Что касается книги Н.Н. Серебренникова «Пермская деревянная скульптура» 1928 года издания -  то и она по сей день является ценным источником информации. Изданная всего лишь через 5 лет после начала собирания коллекции деревянных богов,  она до сих пор актуальна многими аспектами, в том числе и предложенной Н.Н. Серебренниковым обобщённой классификацией групп скульптуры. Именно она стала настольной книгой для многих учёных, вдохновив их на глубокие исследования деревянной храмовой пластики России.

***Орфография и пунктуация цитат сохранена по документам 1938 года.

****Материал сделан на основе документов из Пермского архива социально-политической истории и Пермской художественной галереи. 

Загрузка