Поиск
Художники

Свежа, как майская роза...

Цветы живут в людских сердцах;
Читаю тайно в их страницах…
Черубина де Габриак, 1909

Май, солнце, молодая зелень, цветы… Хочется нырнуть в эту гармонию с головой. Хочется хоть на минуту отрешиться от проблем и стать безмятежным и спокойным. Так давайте попробуем… Для этого у нас с вами есть прекрасный и действенный способ — пообщаться с шедеврами былых времен. Истинные мастера не стареют. Я приглашаю Вас в Пермскую галерею и предлагаю взглянуть на ее коллекцию особым образом — мы будем собирать цветы. 

Цветок и женщина — как похожи они и различны. Их воспевали поэты и художники с древнейших времен, даже тогда, когда, казалось, было не до лирики. Но любоваться красотой так естественно, и уже не одно поколение верит: красота обязательно должна спасти мир. 

Изобразить женщину с одиноким цветком, букетом, в комнате или на природе, но непременно с цветочной композицией по соседству, было привлекательно всегда. Нежные дары богини Флоры могут многое сказать о модели, смягчить образ, сработать на противопоставлении и подчеркнуть мужественность героини или напротив ее хрупкость, наполнить полотно яркими оттенками жизни.

Одна из малоизвестных работ пермского собрания — «Женский портрет» 1862 года Павла Чистякова не часто выходит к  зрителям. Между тем творчество этого удивительного мастера, работавшего во второй половине ХIХ века, одна из ярких страниц отечественного искусства. Живописец и блестящий педагог, он воспитал Врубеля и Серова, Головина и Коровина, его же собственные художественные произведения всегда выполнены на уровне самого высокого мастерства. На портрете перед нами неизвестная женщина в бальном платье с открытыми плечами. Умный, внимательный взгляд направлен на зрителя. На голове героини белый головной убор - венок, сплетенный из некрупных белых цветов, напоминающих цветы померанца. В центре венка-шляпы композиция из нескольких колосьев. Изысканно и необычно… 

В ХIХ веке цветы часто использовались для украшения прически, шляп, предметов гардероба. Цветы могли быть живыми и искусственными, броскими и скромными, но всегда запоминающимися, дающими дополнительную информацию о модели. В «Портрете Екатерины Алексеевны Васильчиковой» 1867 Ивана Крамского — синий цветок на рукаве бального платья  притягивает взгляд зрителя и гармонично сочетается  по цвету с синим изящным цветком в волосах и колечком на пальце героини. Эффектно и сдержанно…

Гармоничны женские портреты, написанные в интерьере с живыми цветами. В 1922 году из Пермских художественных мастерских к нам в коллекцию поступила работа Карла Мейера «Портрет Анны Христофоровны Кадацкой, урожденной Карон» 1846. Портрет подписной, на обратной стороне холста указан автор и модель. К сожалению мы не знаем ее историю, но можем ощутить благодаря художнику гармонию внутреннего мира героини. Молодая женщина в синем шелковом платье сидит, облокотившись на столик, на котором стоит изящный, как сама модель букет, выдержанный в бело-синей гамме. 

Прием женщина и букет использовал в «Портрете Александры Ивановны Люц» 1909 и известный русский художник рубежа ХIХ – ХХ веков Александр Головин. Завораживающая серебристо сиреневая гамма портрета объединяет сидящую в профиль героиню в жемчужной блузе и роскошные ветки сирени, стоящей перед ней в вазе на столике. Гармония оттенков изумительная.

Ветку сирени мы видим в руках у героини портрета Николая Богданова-Бельского «Портрет дамы в кресле» 1900. Это нежное цветовое пятно вносит оживление в колористический  строй полотна, контрастирует с темным цветом платья и шляпы модели, добавляет изображению мягкости.

Букет цветов может быть говорящей деталью и в жанровой композиции. Известная нашим зрителям и любимая многими картина Алексея Корзухина «Надоел» 1886 запечатлела бытовую сценку более чем вековой давности.  Молодая женщина в ярком розовом платье и навязчивый поклонник, в руках которого букет, призванный смягчить сердце красавицы. 

После 1917 года в жизни России изменилось все: ценности, приоритеты, вкусы и стиль. Новая эпоха, в которой женщина была спортивной и решительной, носила короткую стрижку, занималась общественной работой и могла сама постоять за себя, привела к появлению новых героинь в искусстве. Но цветы так и остались любимой деталью мастеров кисти. В век эмансипации, производственных побед и энергичных героинь, цветы оказались особенно незаменимы. Ведь женщины всегдаостаются женщинами.

Перед нами один из шедевров Пермской коллекции — картина «Делегатка» Юрия Пименова. Написанная в 1937 году на злобу дня, отражающая реалии советского времени   —  выбор делегатов  на общественном собрании для художника 1930-х  могло стать темой помпезной работы, написанной по всем законам социалистического реализма. Перед нами же — полотно, выполненное вне всяких канонов. О чем оно? Оно о стремлении к счастью, о вере в то, что  его можно построить своими руками. Это картина о молодости, надежде и красоте. События общественной жизни художник изображал не часто, но здесь он искренен, он любуется своими героинями.  Фигура совсем юной делегатки на трибуне — центр притяжения. Находящиеся рядом с ней молодые, привлекательные девушки в ярких платьях с охапками цветов, с восторгом слушающие подругу, сами напоминают цветы. Идеологический сюжет раскрывается так, как это мог сделать только Юрий Пименов. В картине, конечно, есть узнаваемые приметы эпохи, однако талант мастера, светлая свободная манера письма, органичное соединение красоты юности и полевого цветка — все вместе сделало эту, как и многие другие работы Пименова, картиной вне времени.

В 1938 году со Всемирной выставки в Париже в Пермскую галерею поступил эскиз панно «Знатные люди Советской страны. Стахановцы» 1937 Александра Дейнеки. Идеологический посыл выставки — достижение страны в мирном труде, воплотился в групповой портрет лучших людей страны, шагающих в светлых одеждах из глубины холста на зрителя — строгие «рубленые» черты лица, герои для которых лозунг «общественное выше личного» не пустой слоган. Узнаются летчик Валерий Чкалов, шахтер Алексей Стаханов, ткачиха Евдокия Виноградова. И, о чудо, Дейнека смягчает образ стахановки-ткачихи, букетом крупных розовых цветов, делающих ее образ мягче и женственнее. 

Этот же прием «смягчения» женских образов героинь новой эпохи в 1939 году использовал известный советский художник Сергей Герасимов. Мы храним в своих фондах один из его шедевров — «Портрет Героев Советского Союза П.Д. Осипенко, М.М. Расковой, В.С. Гризодубовой». Героини – летчицы изображены на фоне голубого неба в легких цветастых платьях, и особую ноту гармонии и мягкости придает портрету букет ярких полевых цветов, притягивающий взгляд зрителя, в руках центральной героини — Валентины Гризодубовой. 

Веточку сирени сжимает в своей руке и  спортсменка на рисунке «Девушка с мячом» 1933 Владимира Лебедева. Прекрасный иллюстратор, известный старшему поколению наших зрителей, Лебедев не ограничивался работой в книге. Мастер живописных и графических женских портретов он создал удивительно гармоничную галерею лиц эпохи. Серия портретных рисунков начала 1930-х годов, изображающая спортсменок крепкого телосложения, часто дополнялись ярким букетом или скромной веточкой цветов в руках героинь. 

В непростые 1930-е – 1940-е годы не только в портрете, но и в жанровых сценах цветы остаются знаком расположения, радости, торжества. Мы видим букет  в руках гостьи, пришедшей поздравить с радостным событием молодую мать в картине Владимира Васильева «Сын родился» 1937

В картине Серафимы Рянгиной «Подруги» 1949, стоящий на столе  скромный букет в белой вазе, как символ возвращения к мирной жизни, а рядом с ним — две девушки, одна из которых в военной форме, по - видимому вернулась с закончившейся войны.

Время летит быстро, мелькают десятилетия и вот уже в картине Петра Оборина самодеятельная артистка с букетом ярких цветов, стоя в огнях рампы, переживает свой «Первый успех» 1954. 

Мчится по полю с охапкой ромашек поздравить сестру в радостный день загорелая девочка подросток на полотне Елены Романовой «У сестры свадьба» 1977.

Сменяются эпохи, стили, меняется всё, но цветы и женщина будут рядом всегда. Художники будущих поколений найдут новый смысл в этом сочетании, но, как бы не бежало и не менялось время, слова Виктора Гюго звучат как вечная  истина: "Если бы Бог не создал женщину, не создал бы и цветок".

 

Загрузка