Поиск
Художники

Игорь Арапов – художник-реставратор, живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства

Игорь Васильевич Арапов – личность для Пермского края значимая. Музейный реставратор, живописец, график, мастер декоративно-прикладного и народного искусства. И.В. Арапов родился в 1928 году в селе Зюкайка Верещагинского района Пермской области, в 1929 семья переехала в Пермь. С самого детства любил рисовать, увлекался искусством, посещал занятия в изостудии клуба Мотовилихинского района.

В 1946-1950 учился в Пермском горном техникуме, работал мастером на Кизеловском рудоремонтном заводе (1951-1952). В 1957 году И. Арапов окончил Ленинградское художественное училище, вернулся в Пермь, работал преподавателем в изостудии Дома пионеров Камской ГЭС (1957-1961).

С Игорем Васильевичем в жизни Пермской художественной галереи связана эпоха почти в полвека – с 1962 по 2009 год. Арапов – первый штатный реставратор в галерее, куда он был принят по рекомендации искусствоведа, выдающегося музейного деятеля Н.Н. Серебренникова, с которым был знаком с 1945 года. До 1972 года он оставался единственным реставратором в галерее.

Работая в галерее, постоянно соприкасаясь с шедеврами искусства, И. Арапов с присущей ему скрупулёзностью исследовал классическое наследие, постигая секреты старых мастеров. Глубоко и серьезно Игорь Васильевич изучал технику и технологию иконописи, русскую и западную живопись, народное искусство и крестьянские ремесла. В первые годы работы в Пермской художественной галерее он занимался консервацией произведений пермской деревянной скульптуры, иконы, живописи. 

Вот что пишет о нем главный хранитель Н.В. Скоморовская в 1989 году: «Начинал Игорь Васильевич с реставрации деревянной скульптуры. При одном из первых обходов экспозиции заметил сильное отставание левкаса с красочным слоем на лике Николы Можайского XVII века из Покчи. Первое ощущение – страх: один из интереснейших памятников искусства в собрании галереи. Надо срочно спасать, укреплять. Как?! Игорь Васильевич срочно знакомился с методиками укрепления красочного слоя и левкаса, перечитал множество статей по реставрации. Сделал профилактические заклейки, и тем самым спас скульптуру».

И.В. Арапов стажировался в мастерской Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (Москва) у реставраторов высшей квалификации: по старой темпере у А.И. Барановой, А.Н. Овчинникова, Н.А. Гагман; по деревянной скульптуре у В.Филимонова.

И. Араповым была проведена полная реставрация иконы XVII века «Богоматерь Одигитрия», обнаруженная экспедицией галереи в Соликамске в 1962 г. После аттестации и получения квалификационной категории Игорь Васильевич получает право проводить сложную реставрацию иконописи с целым комплексом операций по раскрытию экспоната и максимального его приближения к первоначальному облику. Понимая всю ответственность по отношению к памятникам, художник всегда придерживался правила «не навреди». Вот как Игорь Васильевич понимает смысл своей профессии: «Реставрация предусматривает максимальное возвращение основного замысла произведению искусства с учетом временных необратимых изменений. К каждой вещи нужно подходить индивидуально, осмыслить характер утрат, увидеть, как они влияют на восприятие вещи».

Многие первоклассные произведения были отреставрированы И. Араповым за годы его работы в галерее. Среди них ценнейшие иконы XVI-XVII веков: «Иоанн Предтеча – ангел пустыни», «Огненное восхождение пророка Ильи», «Успение Богоматери», «Благоразумный разбойник», «Св. Николай Чудотворец», «Пророк Аввакум»; произведения русской живописи XVIII-XIX веков: Ф. Матвеев «Водопад в Тиволи», И. Айвазовский «Пароход идёт», В. Худояров «Меркурий и Аргус», Л. Соломаткин «Городовые христославы», А. Куинджи «Лунная ночь на море», И. Левитан «Постом в деревне», живопись западноевропейских мастеров XVII-XVIII веков: Б. Беллотто «Вид Венеции», Ян ван дер Хейде «Пейзаж», Эгберт ван дер Пуль «Пожар», А. Хондиус «Собака и цапля» и многие, многие другие.

В 2002 году И.В. Арапов совместно с реставратором по дереву А.В. Ившиным проделал огромную работу по консервации и реставрации иконостаса XVIII века Спасо-Преображенского кафедрального собора, в здании которого находится Пермская галерея.

Значительна роль И. Арапова в собирательской работе галереи. С полным правом можно утверждать, что всё самое ценное в искусстве Пермского края в коллекции Пермской художественной галереи появилось в результате активной экспедиционной работы: знаменитые коллекции деревянной скульптуры, строгановской иконы и золотного шитья, разнообразные предметы народного искусства Пермского края. Игорь Васильевич вспоминает: «В свою первую экспедицию я поехал с Николаем Николаевичем Серебренниковым в 1963 году. В зону затопления попадала великолепная Лёнвинская церковь (церковь Святой Троицы, XVII века неподалеку от Березников). Мы должны были вывезти памятники, ценные для галереи. Иконами я заинтересовался, когда учился в училище, но, конечно, по сравнению с Николаем Николаевичем я был новичком. Серебренников ориентировался на описание древних икон в церквях Пермской губернии, составленном в XIX веке. Он тщательно осматривал обороты, искал подписи, надписи. Историю знал так, как нам и не снилось. Там мы нашли икону «Сошествие Святого духа», «строгановскую», подписную» (икона «Сошествие святого духа» исполнена государевым мастером Стефаном Арефьевым до 1611 года и ныне находится в собрании Пермской галереи).

С 1965 по1980 год И.В. Араповым и заведующим отделом декоративно-прикладного искусства А.В. Доминяком были организованы научные экспедиции галереи по Пермской области. В это время собрано и сохранено множество произведений культового искусства, среди которых десятки ценнейших памятников XVI-XVIII веков, достойно пополнивших коллекции галереи. Активно собирали в эти годы и народное искусство. Начали формироваться такие коллекции, как резьба и роспись по дереву, плетение из бересты и корня, керамика. Чутьем художника И.В. Арапов мог оценить не только великолепную роспись народных мастеров, но и простые бытовые вещи, например, долбленые ковши и чаши, лепную керамику, плетенную из корней утварь.

В 1960-х годах в стране шел процесс «открытия» древнерусского искусства, обследовались церкви, брались на учет памятники. Выполняя предписания Пермского облисполкома, сотрудники галереи обследовали церкви северных районов области. В действующих храмах составлялись описи икон, с церковного совета бралась расписка с обязательством хранить памятники, а в случае закрытия храма передать их в Пермскую галерею. В состав экспедиций входили реставраторы – И.В. Арапов, Н.С. Кошкина, которым порой на месте приходилось оказывать первую помощь иконам, чтобы спасти их от разрушения. В своих отчетах сотрудники отмечали: «Памятники русского зодчества находятся в совершенно катастрофическом состоянии. Из всех обследованных церквей только две взяты на учет, остальные находятся в полуразрушенном состоянии или в состоянии, близком к полной гибели». Для памятников архитектуры было благом, если в них располагались ремонтные мастерские, склады, а еще лучше клуб. Иногда экспедиция находила иконы XVII века, использованные в качестве досок для пола, сусека для хранения овса на складе. Некоторые памятники сотрудникам удалось спасти, коллекция галереи пополнилась иконами XVII-XVIII веков, например, такими, как «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни», «Святой Стефаний Великопермский с житием».

Игорь Васильевич – профессиональный художник. Всю свою жизнь он пишет картины, особенно любит пейзажи. Именно в природе воплотились для него красота и гармония мира, тот идеал, который стремится отыскать каждый художник. Общение с природой всегда доставляет ему огромную радость, художник не просто созерцает природу и восхищается ею, но глубоко понимает и чувствует. По словам художника, пейзажист должен обладать отличной зрительной памятью, фантазией, запасом наблюдений, неистребимым желанием общения с природой и великой любовью к своим предшественникам – художникам-классикам. И уж совсем не помешает художнику-пейзажисту охота, рыбалка и собирание грибов. Игорь Васильевич очень увлекающийся человек. Ему всегда было интересно попробовать свои силы в самых разных видах и техниках искусства. Это живопись маслом и темперой, рисунок карандашом и тушью, акварель и офорт. 

И. Арапов – искусный мастер, освоивший различные техники декоративно-прикладного искусства: лаковую миниатюру, роспись и резьбу по дереву, тиснение и резьбу по бересте. «Я считаю очень важным изучать наши лучшие национальные традиции. Однажды, на реставрационной стажировке в Москве, я познакомился с художниками Палехского промысла. Заинтересовался их искусством, изучал особенности технологии. Например, для достижения столь благородного зеленого цвета в лаковых миниатюрах я специально растирал малахит, как делали это древние мастера-иконописцы», – вспоминает И. Арапов.

В традиционные технологии художник всегда привносит свои авторские находки, выполняет свои работы добротно и тщательно. Для него занятие искусством – это священнодействие, помноженное на знания и опыт. Игорь Васильевич считает, что своими произведениями художники должны возвышать человека, будить и утверждать в нем самые лучшие чувства и переживания. Такое отношение к делу всегда вызывает большое уважение у зрителей.

С авторскими работами художника жители Перми и Пермского края могли познакомиться на его персональных выставках в Пермской галерее, музеях и выставочных залах Пермского края (1981-2018). Произведения И.В. Арапова (живопись, рисунок, гравюра, декоративно-прикладное искусство) представлены в коллекции Пермской галереи.

И.В. Арапов – счастливый человек, всю свою жизнь он занимается любимым делом: пишет картины, возвращает к жизни произведения прошлых веков. У него прекрасная  семья, два сына, внуки и правнуки. Жена Валентина Ивановна – верный и любящий друг, благодаря ее заботам Игорь Васильевич имеет возможность постоянно творчески работать и радовать людей своим искусством. Мастер не утратил творческой энергии и продолжает оставаться, прежде всего, художником.

Загрузка