Поиск
Выставка

Айны. Загадочный мир

23 августа 2018 — 23 сентября 2018
Пермская государственная художественная галерея
Комсомольский пр.,4
0+

История, связанная с коллекцией «айнских акварелей» японского художника Бёдзана Хирасавы из собрания Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, кажется невероятной и таит немало загадок. В 1984 году из коллекции ленинградского академика Е. М. Лавренко(1900-1987) в музей поступили 12 акварелей неизвестного японского мастера. Благодаря совместной работе российских и японских специалистов – этнографов, историков, искусствоведов и реставраторов – в 2000-х годах было установлено, что эти работы принадлежат кисти знаменитого японского художника, мастера айну-э Бёдзана Хирасавы (1822–1876), прожившего почти четверть века на острове Хоккайдо среди айнов и посвятившего им свое творчество.

Айны – один из древнейших и самых загадочных народов на планете, появившийся на Японских остовах около 13 тысяч лет до н.э. В настоящее время айны остались в основном в Японии, где, по официальной статистике, их проживает около 25 000 человек. В России по итогам переписи 2010 года было зарегистрировано лишь 109 айнов, из них 94 - в Камчатском крае. Мир айнов - это культура охотников, рыболовов и собирателей первобытного строя. Ощущая себя частью природы и живя в полной гармонии с ней, айны одухотворяли окружающий мир.

В акварелях Хирасавы, представленных на выставке, запечатлена традиционная бытовая и обрядовая культура айнов. По свидетельству японских исследователей, Бёдзан Хирасава был самым талантливым из мастеров жанра «айну-э». Он обращался к реальной жизни этого народа и фиксировал конкретные события («Медвежий праздник», «Омуся», «Тапкал», «Ловля рыбы с зажженным факелом и мареком», «Прививка от оспы»). Одним из первых в Японии он стал применять краски и бумагу европейского производства и освоил законы прямой перспективы. Подлинных работ художника на родине осталось немного – около 60-ти. Его произведения разбросаны по музейным и частным собраниям Америки, Англии, Шотландии, Германии.«Омская» серия из 12 акварелей считается самой крупной в мире и самой интересной в научном плане.

Серия рисунков Дамира Муратова создана под впечатлением от работ японского художника. Это оригинальная попытка отыскать в современном мире «следы» древнего народа, взглянуть на его историю, обычаи и культуру с точки зрения «щепок». По мнению автора, «они плавают на поверхности» повседневной жизни и оставляют в анналах истории артефакты. Костюм, оружие, домашняя утварь... - все, что может рассказать об ушедшей цивилизации древнего и до настоящего времени загадочного народа, передано художником языком современного искусства. Лаконичность изобразительного текста, сближающегося со знаками и символами орнаментального творчества айнов, ярко выраженный декоративный характер композиций дают возможность ассоциативно продолжить тему айну-э в пространстве выставочного проекта.

Оба художника через предметный мир передают обаяние традиционной культуры древнейшего народа, способной сохранить самое ценное, мудрое и необходимое для развития цивилизации - знание о жизни человека и его месте в окружающем мире.

 

Загрузка