Поиск
Выездная выставка

"ПРОСТОСЛОВ": уличная выставка

июнь 2020 — август 2020
Сквер Уральских добровольцев
Пермь, Ленинский район
0+

"Простослов" - одна из 4-х уличных выставок проекта "Улица музейная", который Пермская галерея реализует совместно с Департаментом культуры и молодежной политики администрации города Перми. Выставка представит аранжировку русского лубка художника-графика Александра Максимова (1930 – 1992). Выставка организована в Сквере Уральских добровольцев (Пермь, Ленинский район).

Александр Денисович Максимов родился в 1930 году в Подмосковье. Рисовать начал с детства. Получил художественное образование в Московском областном художественном училище памяти 1905 года, окончив его в 1950 году. В 1952 году поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, где его педагогом был М.М. Черемных (один из создателей «Окон ТАСС» и сатирического журнала «Крокодил»).

Максимов достаточно долго искал свое место в искусстве. После окончания института специализировался на создании плакатов, затем увлекся абстрактной живописью, в 1960-х подрабатывал иллюстратором в детском журнале «Мурзилка». Возможно, именно этот опыт соединения слова и изображения в журнале помог художнику выбрать направление творческого поиска, в ходе которого Александр Максимов открыл для себя русский лубок, окончательно определивший его «фирменный» стиль.

Началось с перерисовки, точнее, вольного копирования лучших образцов старинного лубка. Освоившись и войдя во вкус, Максимов идет дальше. Вместе со своими друзьями-коллегами по Экспериментальной литографской мастерской на Верхней Масловке: Леонидом Курзенковым, Николаем Воронковым и признанным мастером печатной графики Федором Семёновым-Амурским, он начинает делать изображения на современные темы, стилизованные под лубок.

Русский лубок – оттиск изображения на бумаге, получаемый при помощи резной доски, которая называлась «луб» (верхний твердый слой древесины липы). Лубочные образы, даже при обилии деталей, выглядят абсолютно плоскими и нарочито простыми, что облегчало их восприятие даже неподготовленным зрителем, а благодаря разъясняющему тексту, почти обязательно присутствующему на лубке, смысл лубочной картинки становился очевидным (для умеющих читать). Популярность лубка в России XVIII—XIX можно сравнить с сегодняшней популярностью комиксов.

Следуя традиции лубочной графики, Александр Максимов выбирает абсолютно бытовые, подчеркнуто «невечные» темы – например, разговор двух незнакомых женщин в автобусе. Художник дополняет изображение комментариями описательного характера: «Они находились в пространстве своего разговора, и внешнее пространство улиц и площадей, по которому передвигался двойной автобус, для них, казалось, не существовало». Это тяжеловесное, на первый взгляд, предложение — тоже дань традиции лубка, где в подписях подробно разъяснялось содержание картинки, «разжевывалось» до деталей. Только сегодняшнее простословие иное — мы с легкостью используем немыслимые для народного лексикона дореволюционной России слова, вроде «пространства».

Максимов был не единственным советским художником, обратившимся в 1960–70-х к теме переосмысления народного лубка. Среди них были Виктор Пензин, Савелий Шитиков, Савелий Ямщиков, Виталий Стацинский, Илья Кабаков. В 1965 году в Москве возникает независимый творческий союз «Банда лубочников», а в 1974–1977 годах в Доме художника на Кузнецком мосту (Москва) и в Русском музее (Санкт-Петербург) проходят групповые выставки «Аранжировка русского лубка», в которых участвует Александр Максимов.

Сегодня работы «лубочного цикла» Александра Максимова хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, других российских и зарубежных музеев.

На выставке представлены репродукции работ Александра Максимова из коллекции Пермской государственной художественной галереи.

А.Д. Максимов. Осеннее купание. 1981. Из собрания Пермской художественной галереи

 

Загрузка