Серебряный век подарил России не только великих поэтов, но и не менее выдающихся архитекторов и скульпторов. Анна Семеновна Голубкина (1864-1927) – первая русская женщина-скульптор, символ расцвета пластического искусства России первой трети ХХ века. Голубкина – настоящий мастер психологического скульптурного портрета. История создания образа Карла Маркса связана с эпохой революции 1905 года, привлекавшей скульптора поисками идеалов справедливости и человечности. Портрет был создан по заказу представителей Московского комитета РСДРП.
В живописи разных эпох так много зеленого цвета во всем его многообразии оттенков. Особенно, если речь идет о летнем пейзаже. Салатовый, изумрудный, мятный, оливковый, нефритовый, лесной... Зелёный - это смешанный, промежуточный цвет, находящийся в спектре между синим и жёлтым, и может быть получен соединением этих соседних цветов. Казалось бы все просто. Но почему многие художники считают зелёный самым трудным цветом? И почему он может вызывать самые разные чувства - от умиротворения и надежды до полного неприятия?
За белым цветом закрепились многие понятия и ассоциации, и они не всегда связаны с радостью и позитивом: чистота, невинность, святость, покой, тишина, миролюбие, холод, разлука, пустота, одиночество. Как художники разных эпох работали с белым цветом и как он воздействует на человека - в материале "Цвет в искусстве: белый".
Рассказ о замечательном произведении вышивки первой трети XIX века из коллекции Пермской галереи. "Ковер воспоминаний" - подлинный образец коллективного рукодельного труда дам из высокого аристократического общества, своего рода «игра», где выражены и мода, и увлечения, и высокое мастерство рукоделия, которому непременно обучали юных барышень и в доме, и в престижных учебных заведениях – в частности, в Смольном институте благородных девиц. Во всех российских женских образовательных учреждениях рукоделие входило в число обязательных предметов вплоть до революции 1917 года.
Сергей Арсеньевич Виноградов (1969-1938) - один из ярких представителей русского импрессионизма - оставил значительное художественное наследие. Его произведения сегодня находятся в музейных и частных собраниях мира. Особое место среди этих произведений занимают картины с изображением имения Головинка Тульской губернии, принадлежавшего Всеволоду Мамонтову - сыну известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. В своем летнем пейзаже, наполненном восторженным мироощущением и радостью бытия, художник передает своеобразную красоту русской дворянской усадьбы. К этому мотиву он часто обращался на протяжении всей своей творческой жизни.
Черный день, черный юмор, черная зависть, черная кошка… Ни один другой цвет не имеет в человеческом сознании столько негативных ассоциаций. Цвет траура и скорби, но, в то же время, символ статуса, власти, торжественности и элегантности. Символика чёрного цвета очень богата, как и число его оттенков. Обратившись к истории живописи, к полотнам художников, экспериментировавших с чёрным, можно постичь всю суть и красоту этого цвета.
В 1972 году в Пермскую художественную галерею была передана Союзом художников РСФСР коллекция известного советского скульптора Александра Терентьевича Матвеева и его жены художницы Зои Яковлевны Матвеевой-Мостовой. Видно, с какой любовью и знанием дела, с каким вкусом подбиралось каждое произведение этой коллекции. Но, несомненно, предметом особой гордости хозяев был небольшой фарфоровый шандал-подсвечник. Когда и где была сделана эта вещь, что составляет ее ценность? Чтобы ответить на эти вопросы, придется обратиться к началу истории русского фарфора.
«Женский портрет» кисти Петра Келина интересен и как яркий индивидуальный характер, и как узнаваемый образ женщины Серебряного века. История появления «Женского портрета» в коллекции Пермской художественной галереи содержит немало вопросов. Так же, как и неоконченная история автора портрета – Петра Келина – малоизвестного художника, о котором знают только, что одним из его учеников в Московском училище живописи, ваяния и зодчества был знаменитый поэт В.В. Маяковский.
В коллекции галереи хранятся портреты П.П. Шариной и И.Я. Шарина из села Ильинского – крепостных крестьян Строгановых. Известен автор портретов, тоже крепостной, иконописец и живописец из Ильинского, С.П. Юшков. Кто мог заказать художнику портреты крепостных крестьян, для чего? Что известно о них? О чем могут «рассказать, не рассказывая", эти портреты?
Принято считать, что загадки в искусстве связаны с произведениями далекого прошлого. Но оказывается, что множество «неизвестных» может таить в себе произведение, созданное сравнительно недавно, в советское время, и известным художником. Речь идет о «Портрете В.А. Сидорова» 1946 года кисти прославленного русского советского художника Александра Дейнеки. Кроме фамилии о человеке, изображенном на портрете, не было известно ничего. Кто этот человек, за что получил серьезные боевые награды – казалось, что выяснить это несложно. Но информация не давалась, утекая подобно песку сквозь пальцы. И все же, благодаря сайту «Подвиг народа», удалось восстановить всю боевую биографию этого человека.