Александр Матвеев и Зоя Мостова — две уникальные творческие личности, начавшие служение искусству на рубеже ХIХ и ХХ веков. Молодые люди встретились в начале 1910-х. К этому моменту Александр – уже признанный мастер, автор многочисленных монументальных и камерных скульптур, участник знаковых объединений и выставок, в том числе «Голубая роза». Зоя в это время лишь нащупывает свой путь в творчестве. Достаточно быстро, в 1914 году, почувствовав удивительное родство душ, художники становятся супругами. Их союз продлится более полувека, Зоя и Александр и в жизни, и в творчестве будут опорой друг другу, а все окружающие запомнят удивительную атмосферу гармонии, царившую в матвеевском доме.
Евгения Ивановна Егорова (1921 – 2009) - представить себе историю Пермской художественной галереи без этой хрупкой, интеллигентной женщины совершенно невозможно, она из поколения музейщиков, пришедших в профессию в непростые сороковые годы и посвятивших любимому делу всю жизнь без остатка. В трудовой книжке Евгении Ивановны Егоровой только одна запись — «принята в Пермскую галерею в 1946. Директор Н.Н. Серебренников». Сухие строчки, за которыми — судьба...
В уходящем году исполнилось 130 лет со дня рождения и 40 лет со дня смерти интересного, талантливого пермского художника и педагога Ивана Ивановича Туранского (1891-1981) — личности, много сделавшей для нашего города и края. Мастер, проживший долгую и плодотворную жизнь в Перми, известен сегодня лишь очень узкому кругу любителей и краеведов. А между тем, он сам и его работы достойны широкого зрительского внимания.
11 сентября 1938 года во все государственные учреждения города Перми поступила газета «Уральский рабочий» № 209 - рупор Свердловского областного комитета ВКП(б), в которой была опубликована разгромная статья "Под маркой музея", посвященная "политически вредной" экспозиции пермской деревянной скульптуры и столь же "вредной" книге о ней. Как развивались события в "битве за богов", расследовала по архивным документам Анна Отмахова.
Цветок и женщина — как похожи они и различны. Их воспевали поэты и художники с древнейших времен, даже тогда, когда, казалось, было не до лирики. Изобразить женщину с одиноким цветком, букетом, в комнате или на природе, но непременно с цветочной композицией по соседству, было привлекательно всегда. Нежные дары богини Флоры могут многое сказать о модели, смягчить образ, сработать на противопоставлении и подчеркнуть мужественность героини или напротив ее хрупкость, наполнить полотно яркими оттенками жизни. Предлагаю взглянуть на коллекцию галереи особым образом - мы будем собирать цветы...
Игорь Васильевич Арапов – личность для Пермского края значимая. Музейный реставратор, живописец, график, мастер декоративно-прикладного и народного искусства. В жизни Пермской художественной галереи с ним связана эпоха почти в полвека – с 1962 по 2009 год. Арапов – первый штатный реставратор в галерее, куда он был принят по рекомендации искусствоведа, выдающегося музейного деятеля Н.Н. Серебренникова, с которым был знаком с 1945 года. До 1972 года он оставался единственным реставратором в галерее.
Знаковое собрание Пермской галереи — коллекция пермской деревянной скульптуры, получившая мировую известность и признание. Она объединяет памятники, входившие в убранство церквей и часовен на территории Пермского края, и является крупнейшим собранием православной скульптуры в России. Образ Христа, созданный неизвестным резчиком, возможно, самый эмоциональный и выразительный памятник церковной скульптуры в коллекции Пермской галереи. В нем особенно ярко и образно нашла воплощение христианская идея принесения жертвы за грехи человечества.
Русско-турецкая война 1768-1774 годов закончилась победой русской армии. Одним из важных эпизодов этой войны считается Чесменское сражение. По указу Екатерины II в 1770 году была учреждена медаль «За морскую победу при Чесме», выполненная по эскизам медальеров Санкт-Петербургского монетного двора Тимофея Иванова и Самуила Юдина. А 7 июля - день победы России в этом сражении - стал одним из Дней воинской славы России.
В 1915 году Российское общество нумизматов (РОН) выпустило серию похожих на медали жетонов, посвященных Первой мировой войне. Лучшим в этой серии стал жетон «Гордость России – русский солдат». Автором эскиза стал Георгий Иванович Малышев, русский художник-график и медальер.
27 июля (по старому стилю) 1714 года возле мыса Гангут (полуостров Ханко, южное побережье Финляндии) русская армия одержала победу над войсками шведского короля Карла XII. В честь победы при Гангуте в Петербурге были устроены торжества, установлена триумфальная арка с изображением двуглавого орла, сидящего на спине слона (символ Швеции), была выпущена наградная серебряная медаль. Под изображением была издевательски-гордая надпись, которая гласила «Русский орёл мух не ловит».