«Хороши: маска ливийского льва и маска морского царя с золотыми рыбками, запутавшимися в волосах и бороде…». Одна из майоликовых масок, о которых упоминает Михаил Александрович Врубель в письме к жене летом 1904 года, хранится в коллекции Пермской художественной галереи. Это «Морской царь», подчеркнуто декоративный и, вместе с тем, исполненный эпической силы образ. Небольшой горельеф, поступивший в галерею в 1920-е годы из музея в Кусково,– веское доказательство того, что и в увлечениях, в «отвлечениях» своих от главного, гений остается гением.
Евгений Николаевич Широков (1931-2017) – уроженец легендарного города Касли, славу которому принесли замечательные мастера художественного чугунного литья. В 1958 году после завершения учебы в Ленинградском высшем художественно - промышленном училище им. В.И. Мухиной, художник приезжает в Пермь и остается здесь навсегда. Широков - один из тех уральских художников, кто формировал отечественное искусство 1960-1980-х годов.
В мировой художественной культуре, и в русской культуре в том числе, не были редкостью творческие династии, развивающие, продолжающие, наследующие талант из поколения в поколение. Одна из таких династий – советские живописцы, отец и дочь, Григорий Михайлович и Елена Григорьевна Шегаль – к огромному сожалению, сейчас почти не знакомы зрителю. Художники разных поколений, жившие в своих художественных мирах, оба они нашли свою тему в искусстве, и честно служили ему.
В центре сегодняшнего повествования судьба трех русских художников-пейзажистов, один из которых в России знаком всем безоговорочно. Иван Шишкин — имя, объединяющее наших героев и дающее право говорить, что перед нами семейная история. Иван Шишкин (1832–1898), Федор Васильев (1850–1873), Ольга Лагода (1850–1881) – талантливые мастера кисти второй половины ХIХ века. Жизненные и творческие коллизии соединили судьбы этих людей, к сожалению, лишь на короткое мгновение — ярким, молодым Федору Васильеву и Ольге Лагоде судьба отпустила до обидного мало времени. Мы всматриваемся в старые полотна и в каждом из них видим те особенные черты, которые сохранили имена художников в истории.
На художественных выставках России конца ХIХ века фамилия Маковские встречалась часто, и любители искусства, постоянные посетители выставок, вопроса «Какому Маковскому принадлежит произведение?» не задавали. В наши же дни фамилия Маковский под произведением, в отличие от Репина или Крамского, требует обязательного пояснения – кто автор: Егор, Николай, Константин, Василий или может быть Александр? Они были очень разными, говорили на разных художественных языках, часто подвергались критике оппонентов, но бесспорно одно — династия Маковских, разноплановых, талантливых, ярких живописцев, оставила в русской культуре заметный след.
Лето… Жара… Хочется к реке… Каждому из нас знакомы такие «водные» настроения. Художники, как люди эмоциональные и наделенные особыми способностями видеть, часто и много изображают в своих произведениях реки. У каждого река рождает свои эмоции, свои образы. Нам крупно повезло — не надо ехать, идти, искать далеко: вот она, красавица река, рядом. И не просто река, а крупнейшая из российских рек — Кама, увековеченная в стихах, прозе, произведениях художников. Картины и рисунок, печатная графика и даже скульптура — в самых разных видах искусства нашла она свое отражение...
Это грандиозное полотно 1897 года с драматичным, актуальным во все времена сюжетом – гибель леса в пожаре – вернулось в обновленную экспозицию русского отдела Пермской художественной галереи после реставрации. Картина всегда привлекала зрителей, восхищала и трогала реальностью сюжета и мастерством исполнения: все нюансы трагедии гибнущего живого леса показаны художником с большой достоверностью.
Лето! Как много разных смыслов вкладываем мы в это слово, да это и не просто слово, обозначающее время года в календаре. Лето – особая планета, «важнейшая часть человеческого бытия», время особых надежд, свершений и смыслов... Давайте же попытаемся задержать и еще раз пролистать странички лета. Не конкретного, а собирательного, созданного кистью художника.
На рубеже ХIХ и ХХ веков, в неспокойное сложное время начиналась жизнь в искусстве удивительных художников – супругов Нины Симонович и Ивана Ефимова. К сожалению, их имена в наши дни широкому зрителю неизвестны, хотя история творчества этих глубоких, разносторонних мастеров достойна пристального внимания.
Зеркало — какой простой и одновременно сложный предмет, знакомый каждому. Используя зеркала в своей повседневности, мы настолько привыкли к их присутствию в жизни, что нам трудно представить, что они были с человеком не всегда. Не оставляют вниманием «зеркальную тему» и люди искусства. Художники-живописцы и рисовальщики начали изображать на своих полотнах зеркала очень давно, чаще всего для них это был не просто предмет, но знак: с его помощью мастера могли наделять изображение глубоким смыслом, иносказанием.